Обратная связь
×

Обратная связь

Хлюпающими шагами под мокрую дробь (рецензия на "Мокрыми шагами", Александр Васильев)

    04 декабря 2011 в 14:38
  • 2
  • 233
  • 0
  • 2
  • 233
  • 0

Миниатюра — хороший жанр, и многие думают, что простой и удобный. Ан нет! Ведь что по сути представляет собой жанр миниатюры? Это не просто произведение с заданием на краткость. Это предельно концентрированный сюжетно, композиционно и синтаксически текст, организованный некой единой идеей, событием и т.д. По сути это тезисная вытяжка из мыслей на роман.
Прекрасный образец миниатюры в этом плане являет собой произведение Александра Васильева «Мокрыми шагами».
Казалось бы, банальная ситуация: осенний ливень со всеми вытекающими (!) последствиями — промокшие ноги

«Руки в карманы мокрой куртки и мокрыми шагами домой… так некстати зонт стоит дома в углу теплого коридора… в правом уже хлюпает… сука, и вторая по щиколотку...»,

пробки, улицы-реки

«Красные огни автомобильных стоп-сигналов почти не движутся… улица стоит, пробка, мать её… да и не улица это. Речка Раимбечка… Перейти невозможно, и слава кому-то там сверху, что мне не нужно ее сейчас переходить. Потом. Может там, возле дома, будет не так глубоко»,

но не так все просто!

«Мокрыми шагами» — удивительно организованный текст, причем как на сюжетно-композиционном уровне (повествование как будто разматывает клубок: глубокий затяг сигаретой оборачивает глубокими лужами на дороге, провравшееся дождем небо, не дождем, а даже уже туманом:

«зарядил нудный дождик… нет, не дождик… сыпь какая-то сыпется… или не сыпется, а висит в воздухе. Туман, наверное», —

сменяется дырявой крышей остановки, где хотя бы

«можно угадать, куда капает… найти более или менее сухое местечко...»,

так и по своему лексико-ритмическому рисунку (образ воды пробивается через опосредованные образы-определения:

«это не навес, а дуршлаг – капает так же, как и снаружи»,

замечательное сравнение падающих капель, пытающихся затушить сигарету с выстрелом снайпера:

«Новая уже прикрывается ладошкой, прячется огонёк в рукав. Как будто там, где-то в темном дожде сидит и выцеливает тебя снайпер… попал. Зашипела, размокла, полетела к урне»,

и закольцовывающее миниатюру 2 последних предложения:

«Домой… Мокрыми шагами...»

ну стоит ли говорить о синтаксисе: произведение читается взахлеб, как в прямом, так и переносном смыслах, плюс — обилие многоточих, которые как бы прерывают повествование, чтобы оно в любой момент могло начаться с новой силой, как новая волна осадков).
Мне очень понравился антропоморфный («очеловеченный») образ автобуса:

«А автобусу, похоже, не нужен никто. Даже двери не открыл, прополз мимо… сука. Сидящие внутри смотрят сквозь запотевшие окна на нас, стоящих на улице. На их желтых от автобусного света лицах странное выражение превосходства и в то же время, сочувствия. Кто-то спит...»

Хорошая работа с формой, языком и образностью.
К прочтению.
Спасибо.

Впервые опубликовано здесь

Теги: культура , общество , казнет , рецензия , Мокрыми шагами , Александр Васильев

Читайте также

0 комментариев