Обратная связь
×

Обратная связь

Осенний триптих

    26 октября 2016 в 16:28
  • 323,1
  • 452
  • 333
  • 323,1
  • 452
  • 333

Кино я вообще люблю, а осень и подавно кажется мне идеальным временем для просмотра фильмов. На улице промозгло, не тянет к активному отдыху на природе и даже к обычным прогулкам, до новогодней суеты ещё далеко. Так и хочется налить горячего чайку, развалиться в кресле, закинуть ноги на стул, и уставиться в экран. А в этом году, я внезапно для себя понял, что почти каждую осень обязательно пересматриваю три старых советских фильма.

“Осенний марафон” Георгия Данелия, “Отпуск в сентябре” Виталия Мельникова, и “Полёты во сне и наяву” Романа Балаяна.

Пересматриваю не только потому, что они осенние, и пейзажи на экране точь в точь повторяют пейзажи за окном, но и просто потому, что каждый из этих фильмов я очень люблю. Почему-то мне всё время кажется, что они про меня, что и я буду поступать в определённых жизненных ситуациях также как герои этих фильмов, а может уже и поступал именно так.

На мой взгляд, это настоящее мужское кино. Не в том смысле, который у нас почему-то всегда вкладывают в понятие “мужское кино” – нагромождение погонь, стрелялок, и туповатого экшна, а в самом правильном, то есть, кино о мужчинах. Не о надутых тупоголовых индюках – “мужиках во всём”, а о нормальных таких мужчинах, со всеми сопутствующими им недостатками - иногда безвольных, иногда неверных, пьющих, мечущихся, слабых, изверившихся, циничных, инфантильных, грубых, бесчувственных, или слишком чувствительных, с детством, всё также играющим в известном месте.

С этими фильмами я знаком уже довольно давно, но раньше, все три киноленты существовали для меня по отдельности. И только сейчас я осознал, насколько же они близки, насколько они об одном и том же, хоть и рассказана каждая история по-своему.

Начнём с самого формального, но занимательного совпадения. Главные роли во всех трёх фильмах исполнили замечательные актёры по имени Олег. Олег Басилашвили, Олег Даль и Олег Янковский.

И хотя героев, в отличие от актёров, зовут по-разному, всех их объединяет неудовлетворённость своей жизнью. Жизнью, кстати, совсем неплохой, вполне устроенной, состоявшейся, гладенько бегущей по проторенной колее.

Бузыкин – преподаватель в университете и переводчик иностранной литературы. Зилов и Макаров – инженеры. Нормальная такая советская интеллигенция. Но все они отчаянно чего-то не приемлют в своей жизни, чего-то хотят, но не понимают чего, и тем более не понимают, как этого чего-то достичь.

И конечно же все три героя изменяют жёнам, и, разумеется, с более молодыми девушками, и у всех какие-то туманные планы начать всё заново, которых они, так или иначе, боятся. Недопонимания, недовольство и ссоры с коллегами, потому что и на работе всё как-то не так, как должно быть.

Характеры при этом у всех разные. Герой Басилашвили человек мягкий и нерешительный.

Осенний триптих

Зилов в исполнении Даля, напротив, довольно дерзкий, уверенный в себе, но в то же время опустошённый и отрешённый

Осенний триптих

Герой Янковского весельчак и балагур, будто защищающийся своим бесконечным мальчишеством от какой-то суровой правды.

Осенний триптих

Ещё, довольно занимательный факт, Данелия и Мельников снимают “Осенний марафон” и “Отпуск в сентябре” в 1979 году, а Балаян выпускает свои Полёты в 1982 году. То есть, три фильма сняты в промежутке трёх лет. Три года, три фильма, и практически одна тема, раскрытая в трёх вариациях, местами совсем не похожих друг на друга, а местами сливающихся в одно.

Почему же, почти одновременно, трёх замечательных режиссёров так заинтересовала тема кризиса среднего возраста обычных мужчин?

Стоит сказать, что как раз 70-е и начало 80-х можно смело назвать наивысшей точкой развития советского киноискусства. Шедевры выпекались как горячие пирожки. На экранах массово появились настоящие живые люди, не плакатные рабочие - перевыполняльщики плана, не идейные строители коммунизма, не герои, погибающие с именами партийных вождей на устах, а люди, с глубоко личными переживаниями, поисками своих, а не всеобщих ответов, и обычного человеческого счастья. В эти годы, уже до отвала наелись чепухой о скором наступлении коммунизма, и казалось, что сама цензура разленилась, как раскормленный кот, не обращающий внимания на снующих перед носом мышей. Однако кот этот был ещё не так уж и ленив. Только “Осенний марафон” ждала наиболее удачная прокатная судьба, возможно потому, что это была комедия, а на комедии цензура всегда смотрела несколько спустя рукава. Ну, смешно же, что с них ещё взять? То, что комедия даже в титрах названа печальной, не отменял факта её комедийности.

Осенний триптих

А вот тому же “Отпуску в сентябре” повезло меньше. Фильм положили на полку без особо внятных причин. Вдвойне странным, это было оттого, что он был поставлен по знаменитой пьесе Вампилова “Утиная охота”, с успехом шедшей почти во всех заметных театрах того времени. Можно предположить, что картину назвали безыдейной, а главного героя – вредным, упадническим и искажающим образ советского человека. Олег Даль так и не дождался премьеры своей, возможно, лучшей кинороли. Актёр умер всего через год после съёмок, в 1980 году, не дожив и до 40 лет.

Осенний триптих

А фильм был допущен к показу только после перестройки, в 1987 году.

“Полёты во сне и наяву” на экраны вышли сразу же, но картина получила лишь вторую категорию, а это означало, что показывать её будут только в захудалых кинотеатрах, где-нибудь на окраинах городов. И опять же, только пять лет спустя, в 1987 году, великолепную работу Янковского оценили государственной премией СССР.

Но тогда, после перестройки, уже началось совсем другое время, и появились совсем другие герои. Герои подобные Бузыкину, Зилову и Макарову, могли появиться в советском киноискусстве лишь в краткий период Брежневского застоя. Только тогда, в относительном спокойствии, они и могли позволить себе порефлексировать, поубиваться неизвестно над чем, полетать во сне и наяву.

Осенний триптих

Герои прошлых лет вдохновенно строили заводы, герои будущих – не менее вдохновенно лично обогащались.

Конечно же, все три фильма объединяет великолепная актёрская игра, и не только главных героев, но всего актёрского ансамбля, вплоть до самых небольших эпизодов. Среди персонажей второго плана особняком стоит Евгений Леонов. Он сыграл как в “Осеннем марафоне” так и в “Отпуске в сентябре”.

И если легендарное “Хорошо сидим” из Осеннего марафона не помнит разве что какой-нибудь двухлетний репер,

Осенний триптих

то в менее известном “Отпуске в сентябре”, для меня, высшей точкой его гениальной игры стал танец подвыпившего и разкуралесившегося начальника Зилова. Это просто именины сердца какие-то.

Во всех трёх фильмах неудовлетворённость главного героя выливается в бунт. Но во всех трёх случаях, нужно учесть, что это бунт маленького человека, происходящий без особых на то причин, поэтому, бунт этот изначально находится где-то рядом с фарсом, постоянно срывается в фарс, и заканчивается неминуемым фарсом. Бузыкину из “Осеннего марафона” надоедает быть покладистым, безотказным и бесхребетным, он жёстко одергивает нескольких людей из своего окружения, но тут же не может разрешить главный вопрос, с кем же он всё-таки хочет остаться, с женой или с любовницей. В конце концов, возвращая всё на круги своя, и ничего не решая, разбитый и нелепый, даже не переодевшись, в галстучке, он выходит на утреннюю пробежку, потому что отказывать неудобно, и медленно переваливаясь, едва поспевая за бодрячком Биллом, бежит в утреннюю промозглую осеннюю мглу…

Осенний триптих

Бунт Зилова тоже отдаёт фарсом. Он собирает своих друзей и коллег в ресторане, вдрызг напивается, высказывает им всем нелицеприятные вещи, в конце концов, падает мертвецки пьяным, и только что обхаянные и разоблачённые им друзья несут его домой, а на следующий день ему так невыносимо плохо от всей бессмысленности своего существования, что он хочет застрелиться из ружья, приготовленного к поездке на охоту.

Осенний триптих

И разумеется, не стреляется, потому что фарс, потому что не герой античной или романтической трагедии, а обычный человек, да и причин особых вроде нет, лучше просто поехать на утиную охоту, как и собирался. Это, пожалуй, означает выбор самых простых радостей, без претензий на высший смысл существования и без иллюзий какого-то большого счастья в будущем.

Осенний триптих

Сергей Макаров в “Полётах во сне и наяву” бунтует весь фильм. Весь фильм он мечется, фиглярствует, делает какие-то большие и маленькие глупости, при этом он очень органичен и обаятелен в них. В итоге, на праздновании своего собственного сорокалетия он ещё раз отчётливо понимает, что, в общем-то, никому не нужен, да и они все ему совсем не нужны. Тогда он раскачивается на самодельных ручных качелях, привязанных к суку, и прыгает в реку, но и это фарс, прыгнул он вовсе не для того чтобы покончить с собой, а просто чтобы обратить на себя внимание, перепугать празднующих, хоть какие-то сильные эмоции вызвать, и с их, и со своей стороны.

Осенний триптих

Особенно я обожаю финальную сцену фильма. Вылезший из воды и оставленный всеми друзьями, обидившимися на глупую шутку, герой Янковского, бежит со всех ног за мальчишками на велосипедах. Кричит что-то и размахивает зажатой в кулаке горстью сена. Сначала держится вровень, но внезапно ему становится нехорошо, мальчишки стремительно удаляются, становятся чёрными точками на горизонте, символизируя стремительно уходящее время, надежды, мечты, молодость, а герой бессильно оседает в стог сена, сворачивается в позе эмбриона, и, трясясь от холода и тихонько постанывая, закапывается в стог. Будто желает вернуться в лоно матери, спрятаться в его влажной теплоте от холода и бездушия окружающего мира.

Осенний триптих

Для меня этот финал, без преувеличения, одна из самых гениальных сцен во всей истории кино. Сколько раз смотрю, и каждый раз до мурашек и до кома в горле.

Но лучше один раз увидеть


Кстати, Олегу Янковскому, на мой взгляд, посчастливилось сняться ещё в одном гениальном символическом финале - сцене со свечой в “Ностальгии” Тарковского. Но это уже совсем другая история.

Самое замечательное, что при своей схожести, картины, всё-таки не дублируют друг друга, а дополняют, раскрывая тему очень глубоко и со всех сторон. На неделе я с удовольствием пересмотрел все три фильма, впервые сложив их в триптих осенних фильмов о вечном, и вечных фильмов об осени.

Теги: кино , культура , Осенний марафон , Отпуск в сентябре , Полёты во сне и наяву

333 комментария

2 Podpolny
26 октября 2016, 16:28

Спонсоры этого поста

  • Porco
  • viewear
  • Tchapai
  • Beethoven

Репост от

  • avtor
  • Helga