Обратная связь
×

Обратная связь

Мои несвоевременные мысли

    27 декабря 2011 в 14:23
  • 12,2
  • 1125
  • 13
  • 12,2
  • 1125
  • 13

МАКСИМ ГОРЬКИЙ НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ«История не учительница, а надзирательница magistra vitae (наставница жизни): она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков», — писал почти 120 лет назад Василий Ключевский.

Втянувшись в сетевую полемику вокруг трагических событий в Жанаозене, я всё больше нахожу подтверждений этим словам историка, вглядываясь в сегодняшние события то с позиции горьких, а где-то и откровенно злых заметок о революции 1917 года нобелевского лауреата Ивана Бунина в его «Окаянных днях», то полагаясь на размышления Максима Горького, которые вошли в дополняющие друг друга книги будущего основоположника социалистического реализма — «Революция и культура. Статьи за 1917 г.» и «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре»(в СССР эти книги обоих классиков были запрещены и вновь увидели свет лишь в конце 80-х годов, в разгар перестройки и гласности).

И главной мыслью Горького я считаю вот эту: «Мы живём в буре политических эмоций, в хаосе борьбы за власть, эта борьба возбуждает рядом с хорошими чувствами весьма тёмные инстинкты. Это — естественно, но это не может не грозить некоторым искривлением психики, искусственным развитием её в одну сторону. Политика — почва, на которой быстро и обильно разрастается чертополох ядовитой вражды, злых подозрений, бесстыдной лжи, клеветы, болезненных честолюбий, неуважения к личности, — перечислите всё дурное, что есть в человеке, — всё это особенно ярко и богато разрастается именно на почве политической борьбы».

Именно это, к сожалению, мы сейчас и наблюдаем в развернувшейся в социальных сетях Twitter и Facebook истерии, которую один из блогеров Ержан Ашим очень точно назвал «попыткой устроить виртуальный Жанаозен»...

Нет, я не буду повторять вслед за капитаном Жегловым-Высоцким «Милосердие — поповское слово», но понятия «воинский долг» и «приказ» очень часто вступают в неустранимое противоречие с понятиями «гуманизм» и «милосердие». Особенно остро это проявляется в ходе вооружённых противостояний. Легко рассуждать о неправомерности применения оружия и превышении пределов необходимой обороны, сидя в мягком кресле перед экраном компьютера. И совсем другое, когда ты сам оказываешься среди беснующейся толпы и решается вопрос жизни и смерти (заместитель начальника УВД Жанаозена Абат Адилов, которому 16 декабря проломили голову, только 4 дня спустя вышел из комы). Убить или изувечить можно ведь и голыми руками, не говоря уж о булыжнике — оружии пролетариата, стальном арматурном пруте или охотничьем дробовике. В таких условиях полицейскому или солдату ВВ трудно сохранить спокойствие и профессиональное хладнокровие. Хотя и оправдания выстрелам в спины безоружных людей и избиению лежащих на земле тоже нет...

В связи с этим возникает неизбежный вопрос: «Почему наши силовики работают как хирурги — режут по живому, когда болезнь уже запущена?».

Понятно, что в голову каждому не залезешь, именно поэтому так редко удаётся предотвратить преступления, осуществляемые одиночными террористами-смертниками. Но там, где есть организация, где все мероприятия планируются заранее и осуществляются коллективно, утаить что-то в тайне невозможно. Что и имел в виду шеф IV управления (гестапо) Главного управления имперской безопасности Третьего рейха Генрих Мюллер, в исполнении Леонида Броневого говоря: «Что знают двое, то знает свинья». Так почему же наши КНБ и МВД допустили саму возможность нападения бандитствующих молодчиков на полицию с последовавшими затем поджогами и грабежами? Почему провокаторы и зачинщики массовых беспорядков не были обезврежены и изолированы до 16 декабря? Что это, как не преступная бездеятельность одних и преступная деятельность других?!

Сейчас о Жанаозене много говорится, показывается и пишется. В частности, в городе побывала группа блогеров, фоторепортажи которых можно видеть на блог-платформах Horde.kz и PM.kz. Не отмалчиваются политологи и аналитики. Одни, как россиянин Николай Стариков или наш Ярослав Красиенко, видят в жанаозенских событиях ещё одно подтверждение своей «теории заговора». Телеканал «K+» и портал «Республика», отводя след от оппозиции, во всём винят Акорду. Лично мне ближе позиции Досыма Сатпаева и, в ещё большей мере, Данияра Ашимбаева.

К чему я это всё? А к тому, что нужно уметь отличать истинное милосердие от показного, на публику, нужно отличать искреннее желание разобраться в причинах случившегося — но не только для определения и наказания виновных и уж совсем не для сведения политических счётов, а ради недопущения подобного в будущем. В любом случае, что случилось, то случилось. И теперь каждому из нас нужно вспомнить слова 35-го президента США Джона Кеннеди: «Не спрашивай, что страна сделала для тебя, спроси себя, что ты сделал для страны». И ответить на них честно.

Теги: Жанаозен , убийства , поджоги , грабежи , Максим Горький , КНБ , МВД , оппозиция , казнет , общество , вне потока

13 комментариев

4461 UncleShal
27 декабря 2011, 14:23