Обратная связь
×

Обратная связь

Вперёд в прошлое или назад в будущее?

    13 декабря 2011 в 20:56
  • 14,2
  • 1231
  • 10
  • 14,2
  • 1231
  • 10

ФИЛЬМ ВУДИ АЛЛЕНА ПОЛНОЧЬ В ПАРИЖЕОбратил внимание на то, что в последнее время интервьеры, беседующие с известными людьми, чуть ли не в обязательном порядке задают примерно такой вопрос: «С кем из исторических персонажей Вы хотели бы встретиться, и о чём спросили бы его в первую очередь?». Вот и я задал этот вопрос себе. И не нашёлся что ответить! Честно. А почему спросил, сейчас объясню...

Самолёт авиакомпании Air Astana из Алматы в Абу-Даби летит почти пять часов. Этого времени, даже исключив из него взлёт и посадку, хватает не только на то, чтобы выпить и перекусить под традиционный набор видеогэгов (розыгрышей) и мультиков про Тома и Джерри, но и на то, чтобы посмотреть какой-нибудь фильм. В этот раз мне повезло: показывали новую картину Вуди Аллена «Полночь в Париже» (Midnight in Paris).

Сюжет её, на первый взгляд, незамысловат. Американец Гил Пендер (его роль замечательно исполнил Оуэн Уилсон, которого я раньше видел лишь в чисто комедийных ролях) и его невеста Инес (Рэйчел Макадамс) приезжают в Париж, где Гил, влюблённый в этот город 20-х годов прошлого века, надеется набраться вдохновения для книги, которую он пишет. И пока его невеста со своими родителями занимаются шопингом и встречаются с нужными людьми, Гил каждую полночь странным образом оказывается… в Париже своей мечты! Где ему посчастливится встретиться и даже подружиться со своими кумирами — писателями Эрнестом Хемингуэем, Фрэнсисом Скоттом Фицджеральдом, Томасом Элиотом, Гертрудой Стайн, художниками Пабло Пикассо и Сальвадором Дали, кинорежиссёром Луисом Бунюэлем...

Дальше — больше! Со своей «полуночной» подругой Адрианой (её играет Марион Котийяр) он оказывается ещё на 20 лет раньше во времени — потому что это время и люди в нём нравятся девушке больше. И там в знаменитом ресторане «Maxim»они знакомятся с Анри де Тулуз-Лотреком, к столику которого подсаживаются Анри Матисс, Поль Гоген и Эдгар Дега...

В конце концов, Гил в споре с Адрианой приходит к выводу, что отличительная черта любого художника — быть недовольным временем, в котором он живёт, видя исключительно в прошлом то эпоху Возрождения (Renaissance), то «Прекрасную эпоху» (Belle Époque). Осознав это, он находит в современном Париже свою настоящую любовь по имени Габриэль, которая так же, как и он, обожает бродить по ночному городу под дождём...

Впрочем, а почему это касается только художников? Многие современные политологи и социологи тоже именно в прошлом пытаются отыскать для своих народов основу для т. н. национальной идеи. Например, Айдар Амребаев в своей статье «Этический код: в поисках утраченного», опубликованной в газете «Central Asia Monitor»от 9 декабря с. г., предлагает для этой цели опереться на принцип «жетi ата». Дословно это словосочетание переводится как «семь отцов», но у казахов это нечто больше, чем просто знание семи поколений своих предков. Это значит гордиться ими и поверять по ним всё тобой содеянное. Или, как говорит Амребаев, подписавшийся под статьёй просто «философ», а не «заместитель директора ИМЭП при Фонде Первого Президента РК», «принцип „жетi ата“ являлся исторической шкалой ответственности индивида за собственное поведение и ценности своей жизни». Так куда нам теперь? Назад в будущее?

Замечательный поэт Александр Кушнер, которого, как и Арсения Тарковского, я считаю недооценённым своим временем, написал такие строки:

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.

Теги: Вуди Аллен , Полночь в Париже , эпоха Возрождения , Прекрасная эпоха , жетi ата , общество , кино , культура

10 комментариев

4461 UncleShal
13 декабря 2011, 20:56