Обратная связь
×

Обратная связь

Газиз Насыров: Трудно представить более реальное существо, чем Мувидо!

    16 октября 2011 в 01:31
  • 2
  • 830
  • 7
  • 2
  • 830
  • 7

Кинодраматург и режиссер Газиз Насыров снял свою первую самостоятельную работу, полнометражный фильм «Гакку».

Сам он называет свой фильм экспериментом. Тем удивительней. что он сразу же был замечен и приглашен на конкурс «Перспективы» в рамках Международного Московского Кинофствиаля-2011.

Однако, дома фильм был воспринят неоднозначно.

Трудней всего идти своей дорогой. И я надеюсь, что у этого автора свой путь в кино. Неторопливый, но упорный и упрямо-целенаправленный. Он не любитель суеты, дешевой славы, он художник, настойчиво идущий, шаг за шагом, к своей цели. Это редкость в наши дни.

Его интересуют парадоксы. А парадоксы мышления, как правило, рождают парадоксы восприятия, не правда ли?

 

Газиз Насыров: Трудно представить более реальное существо, чем Мувидо!

Мувидо, такой же как и мы!

 

Итак, что привело тебя в кино, Газиз ?

— В кино меня привел личный кризис. Мне было двадцать два года. У меня был тяжелый период разочарований, я потерял интерес ко всему и тогда, помню, сестра принесла мне газету, в которой была статья о том, что на киностудии «Казахфильм» набирают слушателей для подготовительных курсов во ВГИК. Там я впервые узнал о том, что можно поступить во ВГИК. Никогда раньше я и не думал о том, что бы заниматься кино.

Твое жизненное и творческое кредо?

— Терпение и труд все перетрут!

Ты суеверен? Веришь ли, во всевышнего Творца?

— Это вопрос непростой, вопрос, касающийся внутреннего строительства. Это не разговор о погоде. Скажу одно, я человек веры. Думаю, каждый встречался с чем-то сокровенным в жизни и лучше об этой встрече никому не рассказывать. Уважаю сокровенные тайны и в том числе и свои. Светское и толерантное общество считаю важным цивилизационным достижением.

Я реалист и считаю это важным и ценным мировозрением .

Кто сформировал тебя как личность — живые люди и литературные персонажи или др.?

— Их много. Отец, старшие люди, друзья, художники, герои кинофильмов, писатели, философы, спортсмены и даже растения, например деревья, они продолжают жить во мне, спорить. Они мои утешители и учителя, мои мечты и заблуждения. Считаю что личность это результат всей жизни, ее смысл.

Почему из драматургии пришел к режиссуре?

— Это тоже невероятный шаг. Желания такого раньше не было. То есть я и не мечтал стать режиссером, Просто захотел и подобрал на студии брошенную кем-то коробку кинопленки А-1 производства «Свема» (тогда все уже потихоньку переходили на «Кодак»). Уговорил друзей, оператора Бориса Трошева и актера Кайрата Куанышбава. Вместе нашли старую камеру «Конвас». Возможно, мы ее взяли у Гены Попова. Так вот и пошли на следующий день снимать станцию «скорой помощи». И вот через два года из этих кадров родился первый наш документальный фильм «Два шага в сомнении». Так и навали его, потому что двигались, не зная финала. Не только финала фильма, но и прежде всего не ведая будущего. Я по-прежнему остаюсь в драматургии. Режиссура позволяет объемней реализовать идею фильма. Не только словом можно передать задуманное, возможны дополнения – лицо, мимика, музыка, композиция и рисунок. Сейчас часто рисую. Рисую один и тот же персонаж – Мувидо.

Когда и как он пришел к тебе — во сне?

— Нет, просто нарисовал, вот и все. Возможно, были какие-то мысли по этому поводу. Я тогда сидел без работы в девяностые годы. Сидел и рисовал Мувидо.

То есть сначала родился визуальный образ?

— Именно так. Сначала, появилось несколько сцен кряду. И лишь потом стал для себя придумывать объяснение этому персонажу. Это цыпленок, который рос и так и не превратился в грифа и не улетел. Так и ходит теперь по улицам города.

Если сказать короче, это великовозрастный цыпленок грифа-ягнятника.

Трудно представить более реального существа, чем Мувидо. С ним творится тоже самое, что и со всеми нами.

Мувидо — это возможно поиски своей идентификации. Мое мифотворчество...

Рисую тоже, кстати, не знаю «зачем»! Ведь я не художник!

Расскажите о « ГАККУ». Поскольку этот фильм стал первым вашим самостоятельным фильмом, где вы выступили абсолютным автором?

— В этот раз, я действительно единственный режиссер- постановщик. В отличие от «Райских птиц», где мы с Талгатом Асыранкуловом (Киргизия) стали со-режиссерами.

-Я прочел несколько глав романа Дидара Амантая о студентах философах, а мне очень хотелось снять сцену, когда в общежитии студент распиливает диван, но это уже история из общаги ВГИКа, и мы решили снимать кино.

Почему я выбрал философов? Потому что они некиногеничны. Я поставил себе целью избежать кинематографичности в этом фильме. Я считаю, мы нагромождены знаниями и опытом. Мы смотрели много кино, к сожалению, как сказал О.Уальд — « Искусство сильно влияет на жизнь» Для того, чтобы этого не было, надо все время себя вытаскивать колеи, тогда открываются невиданные вещи и открывается огромный мир.

Это две отправные точки моих рассуждений перед началом работы над картиной. Это помогает не повторяться и искать мотивы внутри моих собственных переживаний, без ссылок на чужие картины.

Возможно, не все получилось.

Я сознательно стремился к диссонансу между содержанием и формой картины. Я все делал, для того, чтобы было неудобно и непривычно ее смотреть.

И мне было удивительно, что фильм пригласили на московский кинофестиваль.

Говорят, у этого фильма была необычная предыстория?

— Да. Порой случаются невероятные вещи.

У меня тоже за два месяца до того, как я начал снимать фильм, случилась загадочная история.

Я написал сцену, где Леннон (кличка одного из действующих лиц компании философов — прим-е авт.) появляется в общежитии с идеей разбогатеть. По сценарию, он у кого-то узнал, что в медных пятаках 61-го года было добавлено золото.

И, представляешь, иду на следующий день по дворам четвертого микрорайона, и вижу, на земле лежит ржавый пятак. Ну, думаю, если сейчас возьму его и сотру ржавчину, и если это окажется пятак 1961 года, то кино будет снято.

И действительно, потер, как следует пятак и на монете стал виден год – «1961»!!!

Через два месяца мы уже приступили к съемкам.

Каков масседж твоей картины?

— Не знаю… Кино должно спасать.

Всех удивила концовка фильма, почему она такова?

— Я хотел сделать финал тревожным, потому что я не хотел благодушия зрителя, тем более не хотел happy ending.

Что ты любишь сам в кино? Назови, пожалуйста, имена тех людей в искусстве что определяли и определяют твое «Я»?

— Я люблю много писателей и режиссеров. Но особо преклоняюсь перед Шакеном Аймановым. Это гений! За что он не брался — все у него получалось! И комедия, и драма и мюзикл и детектив.

Что значит для тебя кинематограф?

— Он меня спас от бессмысленности. И я ему благодарен.

Что хотел бы изменить в себе и в окружающей действительности?

— Никого и ничего, кроме самого себя, не хочу менять в жизни.

Творческие планы. Над чем работаешь?

Это секрет… и не только мой. Ведь рассказывая свои планы, можно кого-то и рассмешить…

Теги: культура , кино , Газиз Насыров

7 комментариев

163 ZITTA
16 октября 2011, 01:31