Обратная связь
×

Обратная связь

До и после. Фотография

    11 января 2012 в 10:37
  • 11
  • 431
  • 20
  • 11
  • 431
  • 20

Фотография.

Глядя на многочисленные цветные и черно белые фрагменты жизни, заполонившие собой Интернет, получая почти ежедневно протоколы жизни друзей и родственников по электронной почте, я уже не всегда удосуживаюсь вглядываться в эти картины. Выхваченные из реальности многочисленными приспособлениями, от телефона, до непосредственно фотоаппаратов, и в общем потоке фрагментов течения жизни, с ноткой легкого безразличия, порожденного их обилием, я иногда с тоской вспоминаю:

Ритуал. Именно этим термином характеризующим действо с соблюдением определенного набора мельчайших деталей, с верой в присутствие чуда и промысел высших сил, можно было характеризовать невинный процесс получения фотографического изображения в моем детстве. Да что в детстве – пора романтической юности еще была охвачена мерцанием красного фонаря и едким запахом реактивов. Действительно, процесс фотосъемки начинался с похода в магазин, где с замиранием сердца выбирались проявитель, закрепитель, и конечно пленка – 36 или 64 – забытые индексы светочувствительности. После, мой видавший виды «Зенит» бережно относился в ванную, где в полном мраке заряжался пленкой, причем при совершении этого священнодействия, все двери в квартире были тщательно закрыты и шторы охраняли окна от света. Тьма. Наверное, именно из нее вышли в последующем готы и прочие поклонники противостояния с Создателем.

А сколько волнения сопровождало выбор места и принятие нужной позы для внесения картины в вечность. Сейчас не задумываясь, я отщелкиваю на электронную мыльницу до тысячи кадров за одну небольшую прогулку (ограничения – ведь только размер флэш носителя) – ненужный мусор можно удалить со спокойной совестью, или оставить храниться на том же съёмном харде, и благополучно забыть. Раньше, раньше я был четко ограничен количеством кадров пленки, и трудом получения из нее более менее нормальных карточек, кои трепетно упаковывались в толстенные фотоальбомы. А после, продолжением ритуала с чувством особой гордости демонстрировались друзьям и знакомым, посетившим мой дом. Да в каждой семье, хранились толстенные манускрипты с непридуманными историями, являвшиеся предметом тайной гордости хозяев. И демонстрировались они бережно, а зритель взирал на них с почтением и трепетом. Ибо за этим скрывался труд и магия. Теперь если и случается дойти во время встречи с знакомыми до демонстрации вырванного кусками прошлого, то это мелькание череды сливающихся в сплошную полосу кадров на ноутбуке. Или вообще, сменяющийся фон на плазменном ТВ. Да и правильно, обилие и легкость – прето порте поставленный на поток в китайских масштабах, никогда не сравнится с ручной работой мастера. Снял – скинул – выложил. Просмотрел или забыл – все.

Дрожащими руками, с замиранием сердца – вот оно то, постоянно оглядываясь на небо, словно ища у него поддержки, я выставляю необходимые параметры съемки,  вот он миг «остановись мгновенье».

И снова темнота, опять дрожащими руками я заправляю пленку в бачок. Аккуратно, дабы в спирали не произошло слипание. Резкий запах реактивов и шум воды, промывка. Отсчет секунд – до старта  жизни в вечность.

Печать – красный свет фонаря, секунды прямоугольника изображения на глянцевой бумаге. И три ванночки – проявитель, вода, закрепитель – не передержать, не недодержать..

Волшебство и часто обманутое ожидание – размытым результатом долгого пути.

Первый удар по волшебству нанесли мыльницы – с автоматической заправкой пленки и разрастающейся сетью фотоателье. Максимум сутки и все – готово. Электронное совершенство – сделало процесс фиксации именно процессом – без благоговения и магии. В жертву удобству было принесено чувство сказки. Именно это, наверное, и произошло с огнем – украденным Прометеем с Олимпа и отданного людям – для банального приготовления пищи. Не спорю – может оно конечно и удобнее. Но все-таки не то. По Гамбургскому счету. А впрочем, времена и нравы, опять же дилетантский подход к процессу и позволили мне сделать для себя такие выводы – ведь когда я поделился этими размышлениями с нашим фотографом (Иваном Бесединым) – профессионалом, работающим на недосягаемом для меня уровне, он сначала долго смеялся, еще дольше объяснял мне все те возможности что открывает художнику современная техника и последним аргументом его правоты – был употребленный им в отношении меня эпитет:

— Идиот!

Теги: до и после , ритуал , фотография , о времена о нравы , общество , фото

20 комментариев