Обратная связь
×

Обратная связь

Artgroup5 – новая формация в арт-среде Казахстана

    07 сентября 2012 в 00:14
  • 3,5
  • 263
  • 0
  • 3,5
  • 263
  • 0

Artgroup5 – новая формация в арт-среде КазахстанаВ марте 2012 года пять казахстанских креаторов и художников объявили о создании первой в Казахстане арт-группы нового поколения и организовали сontemporary art (современное искусство – англ.) движение в Центральной Азии.

Artgroup5 сразу отвергла свою причастность к каким-либо политическим кругам и взглядам. Они представили в Казнете серию короткометражных видеороликов «АртМанифест», подключив к созданию видео независимых художников Алматы, Астаны, Павлодара, Ташкента, Москвы и даже Нью-Йорка. Согласно концепту арт-группы, в каждом городе найдется пять самоотверженных людей, готовых прилюдно зачитать манифест нового поколения. За лето Artgroup5 стали участниками трех самых крупных казахстанских фестивалей, где их инсталляции и перформансы вызвали бурную реакцию и обсуждение.

Объявленный художниками обет молчания «ВЫ. НИЧЕГО. НЕ ПОНИМАЕТЕ!» и новый имидж Artgroup5, где все участники облачились в черную одежду и надели маски, полностью скрывающие их лица, говорят о том, что в арт-пространстве Казахстана появилась абсолютно новая формация, где очень сложно разобрать, кто на самом деле является зрителем, а кто – арт-деятелем. С начала 2012 года Artgroup5 выставила в Алматы и Астане 12 инсталляций. В данный момент креаторы готовятся презентовать экспортную фестивальную программу «Живое-неживое» с участием диджеев, музыкантов, танцоров и видеоинсталляцией.

– Почему вы скрываете свои лица под масками?

– Маска, с одной стороны, обезличивает, а с другой – выделяет из толпы обезличенных. Во-вторых, нет желания мелькать фейсами. Все достаточно успешны и самодостаточны в обычной жизни. Поэтому узнаваемость на улицах арт-группе только помешает. Ведь даже наши друзья не знают, что мы – это и есть та самая арт-группа.

– Как вы считаете, чем вызван такой всплеск активности в арт-среде? Появляются новые фестивальные площадки, о наших художниках часто говорят на Западе, к нам приезжают именитые инсталляторы и арт-деятели. Можно ли говорить о том, что и в Казахстане появился спрос на современное искусство?

– В культурном пространстве мира современное, актуальное искусство получило новый виток развития. Искусство выходит к людям, на улицы. Ему уже тесно находиться в условиях рамок и форматов музейно-галерейного пространства. И то, что еще совсем недавно считалось узкопрофильным направлением, андеграундным движением, субкультурой, сегодня уже активно используется в рекламе и интерьере. Например, это коснулось граффити. В Казахстане же после долгого, затяжного бездействия со стороны «старой гвардии» художников вдруг стали появляться новые имена. Окрепли фестивальные площадки. Стала зарождаться тенденция. Надо сказать, что и власти оказывают поддержку начинаниям. Но при всем при этом надо указать на две проблемы, тормозящие процесс развития современного искусства. Во-первых, это тотальная коммерциализация арт-проектов. То есть фестивали и выставки нацелены в большей степени не раздвигать рамки возможного, а в первую очередь – на извлечение прибыли. В итоге приходишь вроде как на выставку, а попадаешь на рекламную акцию. Поэтому и объекты современного искусства размыты в этом потоке отработки спонсорских денег. Да и спрос со стороны населения, надо сказать, не велик. Посещаемость арт-мероприятий невысокая. И здесь отслеживается такая закономерность: одно вытекает из другого. В этой ситуации спасти положение может появление новых, независимых творческих объединений, групп, вроде нашей. Появится конкуренция. А потом и арт-объекты будут во много раз интереснее и масштабнее.

– В арт-среде ваши проекты встретили бурными обсуждениями. Что вы хотите донести и кого собрались удивлять?

– Появление арт-группы с претенциозным заявлением «Новое поколение – это мы» продемонстрировало, насколько эта самая арт-среда разобщена. Создалось такое ощущение, что каждый сидит в своем окопе и внимательно разглядывает в бинокль оппонента. При всем при этом появление наших концептов на стенах и заборах города стало восприниматься как некий вызов этому самому арт-истеблишменту. Между тем мы не ставили задачу лишать кого-либо кормушки, наоборот, позиционируем себя вне политики и коммерции. Мы поездили по миру, посмотрели, как проходят биеннале, как взаимодействуют художники, и загорелись идеей привнести свой вклад в современное искусство Казахстана. Конечно, это не только инсталляции и участие в фестивалях, где нас хорошо принимают. Сейчас мы работаем параллельно над несколькими проектами, создаем уникальный проект, куда вовлекаем художников, режиссеров и музыкантов. Это будет перформанс, где одновременно участвуют около 30 человек, и все это вместе – экспортная программа для участия на международных фестивальных площадках. Еще один проект – это подготовка к съемкам документального фильма о современном искусстве Центральной Азии. Надо сказать, что, как это ни странно, никто не пытался систематизировать и дать анализ именно современному искусству нашего региона. А это огромный пласт.

– Деятельность такого рода требует немалых финансовых вложений. На какие средства вы делаете инсталляции?

– Спонсоров и покровителей у нас нет. Все делаем из подручного материала и исходя из собственного мировоззрения и ощущения текущего момента. Когда человек чего-то очень сильно захочет, то все необходимое, как правило, само подтягивается, складывается в нужный результат. А тут группа из пяти человек, близких по духу, команда сумасшедших единомышленников. Притом что за плечами у каждого – огромный опыт и знания в издательстве, в режиссуре, в журналистике, в организации фестивалей и т.д. Кроме того, мы много путешествуем и легко идем на контакт. В этом году объездили всю страну вдоль и поперек, еще побывали во Франции и Москве. За рубежом нас, конечно же, интересовала модель существования современного художника. Они там не ходят с протянутой рукой, не жалуются на несовершенства системы, а создают концептуальные объекты всемирного масштаба. Эти работы, сделанные из мусора, бутылок или картона, понятны всем без слов: здесь поднимается тема экологии, здесь – тема взаимоотношений и так далее. Если концепт «выстреливает», то художник или группа художников путешествуют с ним по всему миру, где их выставки с огромным успехом проходят и собирают тысячи зрителей. Что может быть интереснее этой модели?

– Как вы понимаете современное искусство? В чем вы видите его предназначение – шокировать, удивлять?

– Начнем с того, что современное искусство – оно по определению актуально. А иначе это и не искусство, а так, декор и бутафория. Теперь об искусстве. Задача искусства – цеплять, отображать, зеркалить. То есть искусство – альтернативно созданный человеком мир. Об этом много уже написано, и ничего нового в теорию мы не привнесем. Другое дело – творить. Рамки исчезают. И если художник нацелен на то, чтобы творить, у него не возникает мысли что-то там разрушать. А удивлять – да. Это живая эмоция, это сдвиг точки сборки, это прицел на эволюционное изменение окружающей действительности.

Алена ФЛЯУМ, Алматы

Источник: Литер

Теги: культура , art

Читайте также

0 комментариев

4518 artgroup5
07 сентября 2012, 00:14