Обратная связь
×

Обратная связь

Роберт Хьюз. Когда уходят великие. Часть 2

    04 сентября 2012 в 21:48
  • 20,1
  • 1321
  • 5
  • 20,1
  • 1321
  • 5

Продолжение. Начало - Роберт Хьюз. Когда уходят великие. Часть 1

***

Как далеко можно зайти в своих спекуляциях на рынке современного искусства? На чем это отразится? И как?

«Аукционный зал, как известно всякому, является превосходным средством поддержания сказочных уровней цен, потому что общественность воображает, что аукционные цены обязательно являются реальными» (The auction room, as anyone knows, is an excellent medium for sustaining fictional price levels, because the public imagines that auction prices are necessarily real prices) — Роберт Хьюз.

Масштабы спекуляций на рынке изобразительного искусства за последние десятилетия вышли на новый уровень. Это стало, если вам угодно, сверхмодным способом вкладывать средства в среде власть имущих и деньги предержащих. Неправильно будет говорить о недавнем зарождении такого тренда, также как, скажем, покупка спортивных клубов. Напротив, корнями такая деятельность уходит далеко в прошлое, но только не ее масштабы – размер и оборот этого рынка ныне – рекордный за всю историю его существования (с учетом всех поправок, естественно). Об этом говорят систематично обновляющиеся рекорды по суммам, заплаченным за различные шедевры на закрытых и открытых аукционах.

На чем это отражается? На современном искусстве. А еще на восприятие его людьми.

Энди Уорхол

Знаменитый американский – далее согласно статье в Википедии:

  • Художник
  • Продюсер
  • Дизайнер
  • Писатель
  • Коллекционер
  • Издатель
  • Кинорежиссер

Артист – по мне, прекрасно описывает эту культовую личность в направлении поп-арта. Да-да, именно культовую. Биография Уорхола представляет собой интереснейшую череду событий, но моя статья не об этом. Здесь я, скорее, хочу поговорить о цифрах – потому что это очень интересно.

Цифры

Объем продаж работ Уорхола превысил 300 миллионов долларов. Это составило 17 процентов от общего объема продаж рынка современного искусства (ссылаясь на ту же недостоверную википедию). То есть более одного миллиарда семисот миллионов долларов. Что, к слову, очень близко к рынку промышленных роботов-манипуляторов – неуместное сопоставление, но это так, чтобы было с чем сравнить.

Картина Энди Уорхола «Восемь Элвисов» в 2008-ом году была продана за 100 миллионов долларов. Опять же, для сравнения, уже упомянутая мною работа Мунка «Крик» (в пастели) была продана в мае этого года почти за 120 миллионов долларов. Опять же — не для сравнения качества этих работ, нет — это было бы еще более неуместно, чем сравнение в прошлом параграфе. Здесь я хотел бы подчеркнуть, что стоимость работы современного искусства в данном случае сопоставима со стоимостью эмблемы экспрессионизма, послужившей своего рода «прелюдией к искусству XX века». Кто-то скажет, что «Восемь Элвисов» является эмблемой поп-арта и может послужить прелюдией к искусству XXI века – так сказать действительно можно. Спорить на эту тему я не буду, а, пожалуй, продолжу свою мысль.

Роберт Хьюз. Когда уходят великие. Часть 2

Крик, пастель (Мунк)

Роберт Хьюз. Когда уходят великие. Часть 2

Восемь Элвисов (Уорхол)

Возвращаясь к Хьюзу

Роберт Хьюз — РХ

Альберто Муграби — АМ

РХ: Альберто Муграби и его отец – самые крупные скупщики творчества Уорхола, вовлеченные в навязчивую гонку за продаваемым товаром.

АМ: Это началось с одной, затем их стало две и… это зависимость, и… очень сложно остановиться, когда ты уже вовлечен в это.

РХ: Отец Муграби поднимал свою цену на торгах за «Медсестру» Ричарда Принца до 7.4 миллионов долларов – рекордную для этого художника.

АМ: Мы поддерживаем этих художников, поощрям, покупая их произведения на аукционах, покупая их анонимно, в частном порядке. Так мы контролируем это.

800. Что значит эта цифра? Более восьмисот работ Энди Уорхола приобрели Альберто Муграби и его отец.

Одно из последствий массового развертывания коммерческих отношений в сфере искусства заключатется в том, что множество работ, от самых значимых шедевров до претенциозных, но посредственных работ, скажем, в графике, превращаются в цель для захвата и завладения отдельными лиц. Можно даже сказать, что в какой-то момент эти труды становятся орудием гонки, соревнования, а порой и своего рода эликсиром бессмертия. По большому счету, от этого страдает общественность, да и само искусство.

Искусство, потому что неординарность и непредсказуемость спроса во многом диктует современным художникам и зрителям какие-то свои направления.

Общественность – потому что люди теряют многое из того, что принадлежало им. Многие произведения, ранее вывешенные в музеях по всему миру, теперь сокрыты в частных пентхаусах, домах и усадьбах. А еще, как что-то безусловное — общественность страдает всегда, когда страдает искусство. 

Еще немного интересных цифр

В 1970-м году Энди Уорхол установил аукционный рекорд для американских художников, продав свою картину «Большая Банка Супа Кэмпбелл» за 60 000 американских долларов. В мае 2006-го года картина Уорхола «Маленькая Банка Супа Кэмпбелл» была продана за 11 776 000 американских долларов. Серия картин «Банки супов Кэмпбелл» стала поистине культовой и художник возвращался к ней неоднократно позже в 70-х и 80-х годах.

Роберт Хьюз. Когда уходят великие. Часть 2

Банка Томатного Супа Кэмпбелл (Уорхол)

Кричащий диалог

Не чудо ли это, во что большие деньги могут превратить маленькие способности? (Isn’t it a miracle what so much money in so little ability can produce?) - Роберт Хьюз

 

Роберт Хьюз — РХ

Альберто Муграби — АМ

РХ: Мне сказали, что у вашего отца имелось около восьмисот работ Уорхола – это правда?

АМ: Да, это правда.

РХ: Какого вы мнения о Уорхоле?

АМ: Я думаю, что Уорхол, возможно, самый дальновидный художник нашего времени. Он открыл все двери каждому художнику.

РХ: Были ли вы знакомы с ним лично?

АМ: Нет, я никогда не встречался с Энди Уорхолом.

РХ: А я был с ним знаком. Мне казалось, что он один из самых бестолковых людей, которых я когда-либо встречал.

АМ: Почему же?

РХ: Потому что ему нечего было сказать.

АМ: Возможно, ему нечего было сказать словами, но он сказал все своей работой.

РХ: Даже работа его мне кажется, скорее, сухой и повторяющейся.… Видите ли, я в тупике относительно Уорхола, потому что он оказал значительное влияние на СМИ, но на изобразительное искусство – я так не думаю.

                    

Роберт Хьюз. Когда уходят великие. Часть 2

Медсестра в Голливуде #4. Из серии Медсестры (Ричард Принц)

Роберт Хьюз. Когда уходят великие. Часть 2

Из серии картин с шутками (Ричард Принц) 

РХ: Вы считаете Ричарда Принца значительным художником?

АМ: Безусловно… Он парень, который имеет свои идеи, парень, который создал много различных видов работ.

РХ: Работы Ричарда Принца можно разделить, в основном, на два вида — первая, его плохие шутки, а вторая – это транскрипция фото в краски.

АМ: Он такая глубокая личность, может, вы не видите это в его картинах, но он точно такой.

РХ: Если так, почему кто-то может не видеть этого в его картинах?

АМ: Потому что… вот я вижу это! Если например прочитать шутку как вот эта (показывает на картину) – она всегда несет с собой правду.

РХ: Не думаете ли вы, что ваша деятельность влияет на цены произведений искусства?

АМ: Ну… Да, мы, так или иначе, привлекаем симпатии людей к художникам.

РХ: Зачем вам это?

АМ: Я заинтересован в том, чтобы добиться для Энди Уорхола признания, которого он достоин.

РХ: Вы считаете, что ему отказывают в признании? (улыбается)… Хотели бы вы, чтобы ваша деятельность как коллекционера была перенята музеями где-либо?

АМ: Да, я думаю, будет замечательно, если такое произойдет. Абсолютно, я думаю, это и есть замечательная сторона в коллекционировании.

РХ: Вы имеете в виду, что это покупает вам бессмертие?

АМ: (Задумался) Да.

РХ: (смеется)


Конклюжн

На тему, в самой малой степени раскрытую в этих двух постах, можно очень и очень много. Говорить, говорить и говорить. А также много спорить. Этого я не хочу и не смогу. Не смогу потому, что я не специалист и не арт-критик. Здесь в основном выражалось мое личное мнение на затронутую тему, а выводы и рассуждения основывались на том, что лежит на поверхности. 

Конечно же, хотелось обратить внимание на Роберта Хьюза и на то, чему этот выдающийся критик искусства посвятил много своего времени и труда.

P.S. К проданной в мае картине Мунка «Крик» была прикреплена табличка, описывающая момент зарождения замысла произведения:

За несколько минут до того, как у Эдварда Мунка появился образ картины, художник шел через мост страшно уставшим. Небо на закате светилось красным и оранжевым. Позже он говорил об этом моменте: «Я услышал великий крик природы. Всем кажется, что фигура на ней кричит. На самом деле, на ней запечатлена реакция отвращения к страшному шуму, который издает мир»

источник

Зарождение замысла многих картин современности, проданных за миллионы долларов с торгов, мне неизвестно. Но хочется верить, что вторжение больших денег в искусство никак не скажется на этом процессе.

Материал с участием Роберта Хьюза, Рона Лаудера и Альберто Муграби (англ):


R.I.P. Robert Hughes.

Теги: культура , общество , искусство , аукционы , роберт хьюз , энди уорхол , общественность , живопись , графика , ричард принц , мунк , Крик пастель , Восемь Элвисов , Банки супа Кэмпбелл , критика , арт-критик

5 комментариев

278 olorin
04 сентября 2012, 21:48