Обратная связь
×

Обратная связь

Волшебная Гора. Рецензия

    04 октября 2020 в 11:20
  • 2238,4
  • 137
  • 23
  • 2238,4
  • 137
  • 23

Читать "Волшебную Гору" Томаса Манна всё равно что взбираться по склону на вершину высокой горы.

Начало обещает быть лёгким – оно не требует большого внимания и особой читательской сноровки. Но чем дальше от него, тем лихо закручивается сюжет, тем сильнее кипят страсти, тем глубже утопают думы, и тем изощрённее становятся аргументы философских споров, для понимания которых порой необходимо включать всю мощь интеллектуальных способностей, - эрудицию, критическое, абстрактное и аналитическое мышления, а также фантазию и даже интуицию - которые ты копил за всё время своей осознанной жизни. Добравшись до пика "Волшебной Горы", тебя переполняет чувство гордости и желание поскорее начать брать другие интеллектуальные вершины. Но дочитав роман, я не уверен насколько я смог понять посыл одной из самых великих книг XX века. Остаётся много сомнений, в частности, в своей собственной, личностной компетенции.

Но обо всём по порядку.

ФАБУЛА

Европа, 1907 год. Юный отрок Ганс Касторп приезжает в находящийся в швейцарском Давосе лечебный санаторий “Берггоф”, чтобы навестить и скрасить на три недели одиночество своего кузена Иоахима Цимсена, которого лёгкая форма туберкулёза на время отлучает от военной службы.

Вскоре нахождение среди больных (которым вначале наш герой тяготится) даёт о себе знать: у Ганса Касторпа подскакивает температура, и по заверению главврача, гофрата Беренса юноше следует подлечиться, временно принять “горизонтальное положение” подышать свежим воздухом, пополнив список постояльцев «Берггофа» сначала на пару недель, затем на несколько месяцев, а после и на целых семь лет.

Волшебная Гора. Рецензия

ПЕРСОНАЖИ

За это время герой знакомиться с персонажами, каждый из которых влияет на становление личности главного героя.

Литератор-гуманист Людовико Сеттембрини – пожалуй, мой самый любимый персонаж - ратует за победу просвещения над мракобесием. По его убеждению, оно должно избавить человечество от тирании устаревших традиций и привести мир к золотому веку. В убеждениях итальянца есть немалая доля романтизма, но именно Людовико является самым трезвомыслящим человеком в книге - недаром он олицетворяет собой рационализм. “Свобода — это закон человеколюбия, а никак не злоба и нигилизм,” считает Сеттембрини.

Волшебная Гора. Рецензия

Иезуит-фанатик Нафта, в свою очередь, оппонирует Сеттембрини отстаиванием религиозных ценностей и категорическим отрицанием прогресса и мирского. По его мнению, они не способны заменить духовную тягу к иррационально-мистическому, победу которого он определяет как “торжество великого ничто”.

Волшебная Гора. Рецензия

Лично мне идеи Нафты показались убеждениями закоренелого догматика, религиозно фанатичного инквизитора, который верит в этакий “христианский джихад”. Иногда он вызывал к себе отвращение, ведь именно такие как он идут под знамя радикальных идей, вроде национал-социализма или фашизма. Тем не менее, нередко Нафта приводит достаточно интересные доводы, с многими из которых сложно если не согласиться, то уж точно не принять во внимание.

Третий наставник, кофейный магнат Мингер Пепперкорн олицетворяет гедонизм и как персонаж вызывал во мне смешанные чувства. Мне понравились его слова о том, что поражение чувства перед жизнью — это худшее, что может произойти с человеком. Но Пепперкорн эгоист и тиран в душе, хотя напоследок и совершает благородный поступок.

Волшебная Гора. Рецензия

Доктор Беренс – главврач “Берггофа”. Он символизирует научный прагматизм, и воспринимает жизнь как кислородное сгорание клеточного белка. Принимая во внимание затянувшееся лечение главного героя, при всей своей учёности и жизненному опыту Беренс показался мне достаточно посредственным врачом - позже он признаётся, что лечил нашего героя “не совсем правильно”.

Волшебная Гора. Рецензия

В романе также присутствует любовная линия.

Клавдия Шоша – пациентка из России, возлюбленная Ганса Касторпа. Долгое время юноша пытается подавить свои чувства к главной героине: он пытается выглядеть гордым, делает вид, что не замечает Клавдию, но в конце концов признаётся ей в своих чувствах - но что может дать этой взрослой женщине наш пассивный мальчик? Впрочем, сама Шоша далеко не святая – она легкомысленная и ветренная натура. Если для Ганса Касторпа лечение в санатории — это уважительная причина не возвращаться домой, то для мадам Шоша болезнь это свобода распоряжаться собой так, как ей угодно – в том числе своей личной жизнью.

Волшебная Гора. Рецензия

Что же наш Ганс Касторп? Хотя его простота и искренность подкупают, - и он, как мне кажется, не лишён талантов - из всех он самый пассивный персонаж и почти никак не меняется за семь лет лечения – которое мне порой казалось откровенной симуляцией. Свободное время он посвящает самообразованию: много читает, изучает медицину, биологию, постигает природу музыки, а из споров Сеттембрини с Нафтой он узнаёт о разных сторонах мироустройства. Всё это для того, чтобы найти ответы на вечные вопросы. Что первичное – дух или материя? Что такое время и какова природа его течения?

Волшебная Гора. Рецензия

Герой хочет дойти до самой сути, но при этом не спешит искать своё призвание. Он довольствуется ежедневным распорядком дня в санатории, и даже не помышляет вернуться на “равнину”, где его ждала (да не дождалась) карьера инженера на судоверфи.

Лишь кузен главного героя деятельный Иоахим Цимсен пытается выбраться за пределы санаторского прозябания. Ему это удаётся, но ненадолго: пройдя несколько месяцев военной службы в германской армии, болезнь настигает Иохаима, и ему приходится вернуться в “горизонтальное положение” в санаторий. Носить солдатскую шинель теперь придётся другому персонажу…

АТМОСФЕРА

Почему произведение называется "Волшебная Гора"? Это сказочное название оно обязано своей “заколдованной” атмосфере.

Волшебная Гора. Рецензия

Находясь на горе, жизнь и время в “Берггофе” протекают в другом, словно “парящем” ритме в сравнении с вечно спешащей жизнью на равнине. В то время как в мире творится история – старая монархическая Европа тщетно пытается избежать масштабного конфликта – Первой Мировой Войны – постояльцы горной здравницы плывут по течению. Они, не торопясь, проходят лечение, наслаждаются изобилием вкусной пищи, участвуют в любовных интригах, знакомятся и расходятся, изредка умирают и ещё реже исцеляются. Но отправляясь домой, им вскоре приходится возвращаться обратно – формально из-за рецидива болезни, но скорее из-за того, что неспешная, сонная и лёгкая атмосфера “Берггофа” отнимает у них волю к мирской жизни, взамен даря ощущение ложной стабильности больничного распорядка.

Волшебная Гора. Рецензия

В чём причина такого отношения к собственной судьбе? Выученная беспомощность? Банальная лень или паразитарный образ жизни?

Как бы то ни было, этим Манн хотел показать разложение европейского общества начала XX века. Предстоящая война и связанный с ней передел мира неизбежен, с чем человечество не способно справиться. Поэтому совершенно не важно, предаются ли люди праздным развлечениям, строят ли они планы по возвращению домой, или мыслят о высоком, что делает Ганс Касторп и его наставники.

Волшебная Гора. Рецензия

Большое место в романе занимает время. Если его торопить, то оно начнёт удлиняться, но будет проходить быстро, если оставить его в покое. В то же время механизм его действия сродни попаданию в зыбучий песок: лишнее движение только приближает твой конец, в то время как спокойствие замедляет момент окончательной гибели. Последнее даёт надежду, но разница здесь не велика. Рано или поздно ты всё равно исчезнешь под толщей песочных часов, деля место с миллионами убиенных солдат – простым людям, оказавшимся по разные стороны баррикад.

Время не ждёт и поэтому оно всегда против нас.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как мне кажется, “Волшебная Гора” это не только интеллектуальный роман, но интеллектуальный вызов. Как резкий выплеск холодной воды, он окатывает твою читательскую самооценку, спесь которой быстро теряется под калейдоскопом знаний, которым пестрит эта волшебная книга.

Чтение "Волшебной Горы" - занявшее у меня полтора месяца - хочется сравнить со сдачей экзамена по эрудиции. Наблюдая за развитием сюжета и внимая диалогам, я понимал, насколько мои знания обрывочны, манеры грубоватые, а цели в жизни – такие же мутные, как верхушки гор в дымке, на которые Ганс Касторп всматривался, выходя на балкон санатория каждое утро.

Я благодарен Томасу Манну и его роману за то, что он в лишний раз подтвердил две вещи: как я люблю литературу, и что мне есть, куда расти.


P.S Кадры взяты из одноимённой экранизации романа 1982 года.

Теги: волшебная гора , рецензия , томас манн , ганс касторп , немецкая литература

23 комментария

13 Alsuir
04 октября 2020, 11:20