Обратная связь
×

Обратная связь

Большой авантюрист Феликс Юсупов

  • 8
  • 758
  • 6

Недавно с большим удовольствием прочитала мемуары князя Феликса Юсупова. Не то, чтобы давно хотела прочитать про убийство Распутина, узнать подоплёку событий и т.д. — всё это меня мало интересовало. Просто открыла страницу мемуаров, как говорится, чтобы получить общее представление — и зачиталась. Спохватилась глубокой ночью, когда резь в глазах стала нестерпимой.

Собственно, герой мемуаров заинтересовал меня прежде всего как хороший рассказчик — чувство юмора у князя было превосходным. Пожить и поразвлечься он тоже любил, своих великосветских и богемных друзей первоклассно разыгрывал.Не знаю, может, что-то и преувеличено в его рассказе для красного словца, но в этом, по-моему, особенность любых мемуаров.

Ещё мне показалось, что жизнь князя Юсупова — хороший материал для иллюстрации того, что американские сценаристы называют «аркой персонажа», т.е. внутренней трансформации героя в процессе действия фильма (пьесы). Причём в данном случае имеет место ещё и мощный «былинный» зачин, прямо как по книге мифолога Джозефа Кэмпбелла (имеется в виду работа «Тысячеликий герой»). По Кэмпбеллу (и кстати, в этом с ним солидарны  мифологи советской школы, например, Пропп, а также голливудские сценаристы ), герой отправляется в путь, вынуждаемый к этому какими-то невероятно драматичными, экстремальными событиями, в пути ему постоянно приходится преодолевать всё более сложные препятствия, из которых герой выходит новым человеком, становится сильнее духом или ломается — в зависимости от жанра. «Былинный зачин» в мемуарах (как я их прочла) звучит приблизительно так: «Решил я однажды объехать принадлежащие нам заводы и фабрики (а также поместья и прочие владения), катался два месяца, устал и махнул рукой». Потом, в лучших традициях теории драмы,  произошли «поворотные» события — война, революция, скитания в эмиграции, заклад драгоценностей, попытка заняться бизнесом (открыть ателье), переменный успех, банкротство. И на последних страницах 80-летний герой пишет о своих новых друзьях, совсем не похожих на тех, из времён его юности, из великосветских салонов. В числе этих друзей старенькая ( и слегка сумасшедшая) парижская дворничиха, которой когда-то владетельный аристократ благодарен за то, что она иногда приходит и готовит «что-нибудь вкусненькое». Ну чем не арка персонажа?

Ещё мне понравилось, что Феликс Юсупов признаёт тот факт, что убийство Распутина сделало ему неплохое паблисити и позволило выжить (не расстреляли красные, помогали почему-то масоны), заработать (отсудить у американской кинокомпании «Метро Голдвин Майер» довольно большую сумму за искажение событий в фильме) и постоянно находить новые разнообразные знакомства — желающих познакомиться с «демоническим князем» было великое множество.

Мне лично Феликс Юсупов жестоким или демоническим не показался. И, что удивительно, не произвёл впечатление человека из давно ушедшей эпохи. Может быть, потому, что весёлые и жизнелюбивые люди всегда кажутся молодыми?

 

Теги: культура , Феликс Юсупов

Читайте также

6 комментариев

325 DMakhmetova
22 декабря 2011, 19:20