Обратная связь
×

Обратная связь

Эти зловещие платья в цветочек

  • 6,2
  • 2184
  • 11

Посмотрела вчера, наконец (с опозданием на 10 лет!) фильм «Часы» Стивена Долдри (по роману Майкла Каннингема, который когда-то произвёл на меня колоссальное впечатление). Сильный фильм — хорошая экранизация, чётко построенная нелинейная психологическая драма, потрясающие актёрские работы трёх главных героинь — Мерил Стрип, Джулианны Мур и особенно Николь Кидман. Такую Кидман я увидела в первый раз! Вирджиния Вульф, которую она играет, поражает своей аутентичностью (сравните хотя бы кадр из фильма и реальную фотографию).

Самое удивительное, что я вообще не узнала Николь Кидман в этом фильме — после просмотра полезла гуглить «эту изумительную актрису, сыгравшую Вульф») И была прямо-таки поражена, потому что до этого мне, честно, казалось, что Кидман в большинстве фильмов играет саму себя. Беру все свои слова обратно. Вот это, действительно, перевоплощение, стопроцентно заслуженный «Оскар»!

Пересказывать сюжет фильма мне не хотелось бы (всё это есть, конечно же, в «Википедии»). Скажу только, что связывают три сюжетные линии 1920-х, 1950-х и 2000-х годов образы трёх главных героинь, роман Вирджинии Вульф " Миссис Дэллоуэй", темы одиночества, суицида и женской гомосексуальности. Так что, можно сказать, это кино не для всех — особенно если вы не любите, когда вас «грузят». Я так очень люблю качественные экранизации и байопики, особенно такие, где есть настроение. Мне очень понравилось.

Да простят мне читатели мой «обезьяний мозг», скачущий с одного на другое (термин из одного романа Мураками), ибо я вовсе, на самом деле, не собираюсь писать рецензию на фильм «Часы». Мне хотелось бы поразмышлять на тему одного чрезвычайно живучего мема в английском искусстве. На эту мысль меня вчера и навёл фильм. И отсюда в названии записи «Платья в цветочек» (не подумайте, пожалуйста, что я по ходу писания поста словила чего-нибудь). Речь собственно о костюме Вирджинии Вульф в фильме и о способе её самоубийства — то есть о смерти Офелии.

Общеизвестный факт, что Вирджиния Вульф покончила с собой, находясь в состоянии глубочайшей депрессии, наполнив карманы пальто камнями и войдя в реку. Похоже, что художники «Часов» (Мария Джуркович, Ник Палмер, Марк Раггетт, Энн Рот и другие) с самого начала картины выстраивают визуальный ряд так, что получается развёрнутая цитата из знаменитой «Офелии» (1852) Джона Эверетта Миллеса.

Сравните в «Часах»:

Всё та же россыпь цветов и зловещее миллесовское платье в мелкий цветочек! (какие я, кстати, обожаю носить летом).

Не знаю, может, это бестактный вопрос, но было бы, наверное, интересно выяснить, до какой степени романтическое обаяние образа Офелии (а ещё образа волшебницы Шалот из баллады Альфреда Теннисона — плывущей в замок к рыцарю Ланселоту, в которого она влюблена, и по дороге умирающей на лодке) повлиял на тот способ самоубийства, который выбрала Вирджиния Вульф. В своей энциклопедии " Писатель и самоубийство" Григорий Чхартишвили довольно-таки обстоятельно рассуждает о суициде и вопросах национального характера, останавливаясь в том числе и на некоторых «культурных традициях». Сам предмет мрачноватый, но читается книга с большим интересом — я всю зиму смаковала по главе на сон грядущий и потом мне удивительно хорошо спалось)

Последнее время мне кажется, что тема Офелии у англичан вездесуща. Настолько часто невольно фиксирую «цитату» — в текстах и фильмах, не имеющих никакого прямого отношения к «Гамлету». Например, я сразу поняла, как именно умрёт Сибилла Вейн  в «Дориане Грее» Оливера Паркера, когда увидела рыже-кудрявую Рэйчел Хёрд-Вуд, сидящую за столом на берегу прудика (!) в платье, напоминающем по своей цветовой гамме другую Офелию — с картины Александра Кабанеля (1883).

«Они её утопят!» — с радостью догадавшегося зрителя подумала я.

Вот собственно эта сцена из фильма:

 

Радость моя росла, ибо через несколько сцен Дориан подарил Сибилле зловещее мелкоцветастое платье:

Похоже, в выборе модели платья художники фильма (Джон Бирд, Род МакЛин, Рут Майерс, Ниам Култер) больше вдохновлялись картиной Кабанеля, нежели Миллеса. Но губительные цветочки по рукаву всё-таки присутствуют!(вот какова она — печать романтической девичьей смерти)

Ещё мне кажется, что в современной британской культуре мем Офелии вдохнул жизнь в новый мем — «красивая смерть а-ля Вирджиния Вульф». В романе «Гей-декамерон» Кристофера Уайта (где, как у Боккаччо есть долгие посиделки за столом с рассказом пикантных историй, но антураж современный и нет чумы) один из героев, страдающий от усугубляющейся депрессии, совершает самоубийство, в мельчайших подробностях копируя смерть Вульф.

Интересно, не упади в 1579 году в реку неуклюжая девушка Катарина Гамнет (она вроде бы и не собиралась топиться — за водой ходила), не вдохновись Шекспир этой историей при создании «Гамлета», не нарисуй в 1852 году Джон Эверетт Миллес рыжеволосую Элизабет Сиддал и это знаменитое платье в цветочек, как бы эволюционировал этот известный образ? Во всяком случае, без этого культурного багажа киноцитаты точно были бы иными.

Знала бы несчастная неуклюжая Катарина Гамнет, какие круги на воде породит её нелепая смерть)

Фотографии:

К «Часам» с сайта www.kinopoisk.ru/level/1/film/702/

Картины Д.Э. Миллеса и А. Кабанеля из «Википедии».

Кадры из «Дориана Грея» с сайта benbarnesfan.com

Теги: культура , это слово

11 комментариев

321 DMakhmetova
25 июня 2012, 15:36