Обратная связь
×

Обратная связь

Мусорщик Мартин МакДонах – великий и ужасный.

    24 января 2012 в 15:22
  • 8,6
  • 905
  • 6
  • 8,6
  • 905
  • 6

Недавно, в одной из тем, мы познакомились с bartek1 на почве драматургии Мартина МакДонах. Позже я узнал, что Юра Бартенев (он же bartek1) не только сам пишет пьесы, но еще и выступает в качестве режиссера. Я прочел три из его пьес и мне они невероятно понравились. Кроме того, я увидел несколько фотографий его спектакля «Ласточки летают низко» по пьесе Финна Хавреволла и мне страшно захотелось его увидеть. Но увы, спектакль больше не идет, видеозаписи нет и… впрочем я надеюсь что bartek1 сам расскажет об этом в этом сообществе Театр. Как думаешь, Юра?)))

Ну а я хотел бы вкратце рассказать о Мартине МакДонахе — современном ирландском драматурге, авторе множества пьес для театра, поразившим Россию и весь мир.

О МакДонахе пишут в основном следующее: Ирландский драматург. Работал мусорщиком, а в свободное время писал карандашом пьесы. Зачитывался Борхесом и Кортасаром. Cинефил. Обожал картины Линча, Скорсезе, Тарантино. Писал радиопьесы, сценарии к фильмам.

Графоман, научившийся писать и дописавшийся до успеха… а, еще и до Оскара.

Несколько лет назад, субботним вечером мне позвонил Дима Скирта (режиссер, актер) и спросил, не знаю ли я пьесу на трех-четырех человек для постановки на Камерной Сцене. Что-нибудь новое. Я отправил ему те, что у меня уже были, а потом сел ворошить интернет на предмет последних постановок в России и зарубежом. Спустя некоторое время наткнулся на анонс спектакля в МХТ Чехова. Он назывался «Человек- подушка».

Имя автора уже было мне знакомо – Мартин МакДонах.

Мусорщик Мартин МакДонах – великий и ужасный.

До этого дня я не читал его пьес, не видел ни одного спектакля (он и в России-то ставится лишь недавно). Зато посмотрел его фильм «В Брюгге». У нас он известен как «Залечь на дно в Брюгге».

Мусорщик Мартин МакДонах – великий и ужасный.

В нем мне понравилось многое: диалоги, актерская игра, оригинальные режиссерские находки (причем каждый раз непредсказуемые), кокаиновая идея карлика о войне между белыми и черными карликами, кодекс чести Босса по имени Гарри. И, конечно, потрясающие пейзажи Брюгге, тихой, кафедральной трехсполовинойтысячелетней «дыры».

Я снова погуглил и без труда нашел «Человек-подушка». Cкачал ее, и тут же сел читать. Уже после первой сцены этого гильона я понял – полный «крышеснос». Тогда, устроившись поудобнее и вооружившись сигаретами, кофейником и большой тетрадью, самозабвенно погрузился в монитор.

Когда я изнуренный (от смеха и слез, от перечитывания сцен по десять раз и обыгрывания диалогов в голос) дополз до «занавеса», то обнаружил, что наступило утро воскресенья. Несколько листов тетради c набросками декораций, действующих лиц… неразборчивые пометки… забитая обоженными до фильтра пепельница...

— Нда. Вставило по-серьезному. – я перебрался на кровать и мгновенно вырубился.

Мусорщик Мартин МакДонах – великий и ужасный.

 

Днем в воскресенье я забил на все дела, скачал большую часть пьес МакДонаха и его первый, короткометражный фильм, называвшийся «Шестизарядник», снятый в 2004 году. Немного о фильме — неоднозначный сюжет с неожиданной развязкой. Несмотря на траурную атмосферу (смерть жены героя и двух детей) созданную с первых минут фильма, трудно удержаться от смеха, на который провоцируют поступки героев. А история с коровой, у которой скопились газы, буквально разрывает от хохота…

Мусорщик Мартин МакДонах – великий и ужасный.

Весь день мне хочется приступить к другим пьесам, но я снова перечитываю «Человек-подушка». К тому же после «Шестизарядника» мне кажется, что я упустил что-то важное в пьесе и характерах персонажей.

Мысли скачут как пульс эпилептика. Не успеваешь оправиться от одной идеи, как на тебя обрушивается новая, еще более безумная. И все это под мастерски закрученную интригу, которая держит тебя в напряжении и детективную линию сюжета заставляющая искать разгадку… которой не будет. Или будет, но не такой, какой ты ее себе представлял. Главный герой пьесы Катурян работает на скотобойне и в свободное время пишет рассказы-страшилки. Этакие «забавные ужастики со скрытым смыслом» местами напоминающими новеллы Роальда Даля. Катуряна и его умственно-отсталого брата Михала обвиняют в похищении и жестоких убийствах маленьких детей. Ну а поводом для обвинения оказываются те самые сюжеты рассказов… (дальше только читать самим)))

Могу только сказать, что пьеса идеально подходила для современного театра (как раз то, что Скирта и искал). В пьесах МакДонаха минимум артистов и минимум декораций. Как правило, главные герои МакДонаха – люди в возрасте от сорока до семидесяти – самый любимый режиссерами. Но при этом в качестве подарка для молодых актеров идет побочный персонаж лет восемнадцати-девятнадцати. Всего на сцене человек пять максимум. Другое дело, что артисты, участвующие в спектакле по пьесе МакДонаха, должны быть великолепно физически подготовлены. Многочисленные эффекты в пьесах ирландского мусорщика, рассчитаны, как в цирке, как в балагане, на изумительную исполнительскую пластику. К примеру в одной из его пьес «Королеве красоты» герои должны умело манипулировать с тяжеленной кочергой; в «Одиноком Западе» артист должен так ловко орудовать охотничьим ружьём, чтобы никто не смог понять: зарядил он ружьё патронами или только сымитировал опасный процесс. Не говоря уже о постоянных потасовках между героями, каковые происходят на сцене в любой пьесе МакДонаха. Одним словом Мартин МакДонах настоящая находка для театра и зрителя. Но… видимо не для наших театров. Как мне и сказал позже Скирта, пьесу не дадут поставить (по крайней мере в ТЮЗе) и не потому что, как многие считают, ТЮЗ — детский театр. Здесь идут и взрослые спектакли. А потому, что руководство… политика...

Пьесы Мартина МакДонаха очень много и успешно ставят не только в Америке, Европе но и в России. «Калека с острова Инишмаан», «Королева красоты», «Человек-подушка» и другие пьесы буквально переворачивают если не мировозрение, то взгляд на отношения между людьми. И именно поэтому многие называют МакДонаха драматургом 21 века.

Теги: кино , культура , общество , театр , Мартин МакДонах , Человек-подушка

Читайте также

6 комментариев

1119 Davydoff
24 января 2012, 15:22