Обратная связь
×

Обратная связь

Затягивает своей неизбежностью. Отзыв на "Уроки гармонии"

    21 декабря 2013 в 00:19
  • 17,5
  • 517
  • 10
  • 17,5
  • 517
  • 10

Сегодня наконец-то выбрала время и сходила на нашумевший за границами фильм Эмира Байгазина, о котором все наверняка слышали — «Уроки гармонии». И вовремя, потому что количество сеансов сократили с трёх до одного в день и в «Армане», и в «Цезаре». Впечатления у меня до сих пор смешанные. Фильм меня потряс. И ужаснул. И восхитил. И всё равно, я не знаю, нравится он мне в итоге или нет. Наверное, такой фильм не может нравиться в прямом смысле этого слова. Но впечатляет ли? Да, в этом можно не сомневаться. Может, теперь, когда я запишу все эти впечатления, смогу прийти к какому-то выводу.

 Главный герой — Аслан, ученик сельской школы, становится изгоем среди одноклассников из-за неприятного инцидента при медосмотре. В подробности вдаваться не буду. Аслану этот случай принёс игнор со стороны одноклассников и полнейшую непереносимость стеклянных стаканов. Они даже стали вызывать у мальчика рвотный рефлекс. Он и так-то был не особо общительным, а теперь и вовсе замкнулся в себе и начал постепенно переступать черту разумного. Случайно узнав, что тараканы разносят какую-то опасную инфекцию, он стал систематически наказывать тараканов. В прямом смысле этого слова — от заточения в меловых ядовитых кругах до казни на электрическом стуле. Вокруг него в это время кипела реальная жизнь (насколько она вообще может кипеть в малолюдном ауле). В школе — строго соблюдающаяся иерархия «старшаков» и «щеглов», и систематический переход денег, сигарет и прочих ценнностей из одних рук в другие. Учителя безэмоционально рассказывают об электричестве, Махатме Ганди и теории эволюции. Как и во многих фильмах о школьном насилии, учителей как будто вообще нет. Они не играют никакой роли в сюжете. Просто заполняют пространство. 

Антагонист Аслана — Булат, «Дон Корлеоне» параллели (у него есть свой перстень, и к нему даже приходят подданные с прошениями). Крепко сбитый, смуглый Булат — полная противоположность бледному тощему главному герою. Булат так и искрится энергией, постоянно куда-то движется, выколачивает из кого-то деньги, что-то кому-то доказывает. Однажды Булата переводят в класс Аслана, и на первом же уроке ему удаётся выставить Аслана на посмешище перед всем классом. В результате Аслан понимает, что корень всех его бед — это Булат. Что происходит в фильмах такой тематики, когда забитого обществом изгоя доводят до ручки? Ответ однозначный. Однако «Уроки гармонии» однозначным не назовёшь. Кроме героя, его оппонента и взаимной вражды есть ещё «новенький» Мирсаин, который, не подозревая ни о чём, пытается подружиться с Асланом и рассказывает ему о своей версии рая — Хэппилоне; есть красивая девочка с непоколебимыми принципами, на парте которой Аслан молча оставляет бумажные цветы; есть кровожадные терпеливые ящерицы в аквариуме. 

 Фильм очень многогранный и абсолютно нетипичный для казахстанского кино. Теперь я понимаю, почему он вышел в ограниченном прокате. В фильме много насилия, но зачастую оно происходит за кадром, и мы узнаём о нём лишь с чьих-то слов, или по мельком замеченной крови, смываемой с пола. Это — казахстанский фильм, и большинство действующих лиц говорят по-казахски, но у него нет так называемого национального колорита. Всё обезличено. Это с таким же успехом могла быть любая другая школа в любой другой постсоветской стране. Фильм довольно монотонный, но после первых нескольки минут уже затягивает своей неизбежностью.

Теги: общество , кино , уроки гармонии , рецензия , школа

Читайте также

10 комментариев