Обратная связь
×

Обратная связь

Хранитель древностей

    06 сентября 2012 в 00:34
  • 11,8
  • 415
  • 17
  • 11,8
  • 415
  • 17

Хранитель древностей

 

… Я люблю музеи. Их особую атмосферу, где время оседает патиной на бронзе. Их функцию сохранять для нас прошлое. Впечатления и послевкусия от каждого музея — разные, как от разных вин. И позже я обязательно напишу пост о своей коллекции музеев, где побывал и о своих впечтлениях. Но этот пост будет посвящен нашему с сыном (5 лет) первому походу в наш Государственный Исторический музей.

Я неоднократно ходил в музей, когда он еще был в Вознесенском соборе. Был и в новом здании. Но со времени последнего визита прошло лет, наверное, не менее 10-15. Было интересно посмотреть — что изменилось и как воспримет мелкий.

Снаружи музей впечатляет — ассоциации с дворцом восточного владыки и с мечетями Регистана в Самарканде. Фонтанчики, зелень, цветы, текущая вода — все создает праздничную атмосферу. Внутри тоже красиво — мраморные лестницы и залы, воздушный объем центрального зала.

Экспозиция начинается с выставки «Животные Казахстана». Выставлены разнообразные представители фауны. Мелкий не проявил достаточно интереса и мы пошли в первый зал. Зал посвящен палеонтологии и археологии. Помню до сих пор яркое впечатление от мультимедийного шоу, посвященного зарождению жизни на Земле. Несколько раз в день система проекторов показывала это шоу с музыкой и речью на опускающихся экранах, которые образовывали круг. Для середины-конца 1980-х это было мегакруто. Сейчас эта система, к сожалению, не работает, так что у мелкого не было шанса подивиться. Зато он с интересом рассматривал скелет мамонта, которого немедленно окрестил Мэнни.

Археологические экспонаты ему были не очень интересны, на каменные орудия и  скифское оружие он посмотрел мельком. Зато понравились «домики» — реконструкции средневековых зданий, макет мавзолея Яссауи.

Второй зал посвящен, по большей части, материальной и духовной культуре населения Казахстана в 19-20 вв. Парень внимательно осмотрел юрту, пробежался по стендам с оружием и инструментами, восхитился традиционными казахскими ремнями и потыкал пальцем в восковые фигуры беркутчи.

Третий зал начался с артиллерийских орудий. Потом пошли витрины с одеждой и предметами быта народов, населяющих Казахстан. Он их пробежал достаточно быстро и задержался лишь у корейского стенда. Корейский стенд был сделан с размахом и любовью, поскольку в его создании принял участие Корейский государственный этнографический музей.

Шкет с интересом осмотрел снаряды, оружие и прочие экспонаты, относящиеся к ВОВ. Особенно заинтересовала его диорама, посвященная бою на разъезде Дубосеково.

Потом мы пошли в четвертый зал, посвященный периоду независимости Казахстана. Наибольший интерес у него вызвал космический стенд — со скафандром, с макетами «Бурана» и других космических кораблей. На выставке, посвященной 100-летию со дня рождения Куляш Байсейтовой, самым интересным для него оказался проигрыватель СД-дисков с записями песен Куляш;)

Поскольку он устал (целый час ходьбы и масса впечатлений), посещением этих четырех залов наша экскурсия и ограничилась. Мы не пошли ни в пятый зал, ни в музей антропологии, ни на другие выставки в музее. В принципе, ему в музее понравилось и многое запомнилось (и мамонт и одежда и ремни и оружие и скафандры и «Золотой Принц» (Золотой Человек) Для сына и его первого визита, я считаю, вполне удачно сходили.

А мне не понравилось, к огромному моему сожалению.

Во-первых, подход не изменился с 80-х. Это классический советский подход к музейному делу. Его, во всей красе, можно увидеть, например, в ГИМе в Москве. И он вполне работал и просвещал многие поколения посетителей. Но мы-то живем уже в 21 веке. Статическое, одномерное представление информации уже плохо воспринимается. Мультимедийные возможности, трехмерная графика позволяют экспонатам быть не просто мертвым металлом/камнем за стеклом, а частью образа жизни людей прошлого. Интерактивные карты позволили бы четко представить историю государств и цивилизаций на территории Казахстана. Не, я все понимаю — государственное финансирование, денег нет. Но сейчас музеи находятся в гораздо более конкурентных условиях и должны делать ИНТЕРЕСНО для посетителей, привлекать их. Чтобы уже потом выполнять свою задачу по пробуждению патриотизма и пропаганде национальной идеи. Поставить скелет Ти-Рекса или движущийся муляж какого-нибудь трицератопса и куча детей будет тащить родителей в музей.

Во-вторых, мне не понравился подход к концепции музея. Я ожидаю от исторического музея некоей концепции, показа развития государства в контексте времени и пространства. А это значит — хронологический подход, акцент на наиболее ярких моментах истории, показать взаимосвязь между народами, жившими и живущими на этой земле. Этого нет. Первый зал — палеонтология, очень коротко эволюция человека, археологические материалы ираноязычных кочевников, средневековых городов Казахстана. Диорама монгольского нашествия и макет мавозолея Яссауи. Следующий зал содержит уже, в основном, предметы материальной и духовной культуры 19-20 веков. А промежуток в несколько сотен лет просто выпал — ни Золотой Орды, ни государства кочевых узбеков, ни возникновение Казахского Ханства, ни взаимоотношений с Цинами, джунгарами, Россией, ни присоединения к России и борьбы с среднеазиатскими властителями. Бюст Аблай-хана имеет место, но этого явно недостаточно. Далее снова лакуна — нет связного расказа ни о восстании 1916 года, ни о революциях, ни о ВКП(Б), ни о коллективизации. Сразу «Казахстан в годы ВОВ». Там тоже есть, что обсудить по частностям (не вполне достоверная диорама, странный подбор оружия и т.д.) но хоть что-то. Потом следующий зал — провозглашение независимости. Нет целины, Семипалатинска, Байконура, Кунаева — сразу 1991 год. Зато в избытке этнографических деталей; выставка, посвященная выдающимся ученым, которых знает по именам 2-3% населения.

Нет системного подхода, не выносишь из обилия экспонатов ощущения единого потока времени, преемственности цивилизаций — все фрагментарно. Символ этой фрагментарности  — мини-выставка из 3 арт. орудий на входе в 3 зал. Полковая пушка начала 20 века, нарезное орудие 19 века и кустарное орудие не то 18 века, не то повстанцев 1916 года. Мирно стоят рядом, не работают на концепцию и стоят, такое ощущение, «чтобы было».

Я отнюдь не претендую на абсолютную истину. За время краткой экскурсии что-то, может, выпустил из виду. И я прекрасно понимаю все ограничения по финансированию. Но хочется видеть в великолепном здании музея, с сильным коллективом (в том числе и научном) современный, ИНТЕРЕСНЫЙ рассказ о замечательном прошлом своей страны...

ЗЫ Сайт музея.

ЗЗЫ Заголовок поста — название замечательной книги.

Теги: культура , общество , наука , история , музеи

17 комментариев

629 Elwood
06 сентября 2012, 00:34