Обратная связь
×

Обратная связь

The Commitments

    08 августа 2012 в 00:05
  • 12
  • 565
  • 2
  • 12
  • 565
  • 2

The Commitments


The Commitments

Год: 1991

Режиссер: Алан Паркер

В ролях: Robert Arkins, Michael Aherne, Angeline Ball, Maria Doyle Kennedy, Dave Finnegan, Bronagh Gallagher, Félim Gormley, Glen Hansard, Dick Massey, Johnny Murphy, Ken McCluskey, Andrew Strong, Colm Meaney, Anne Kent, Andrea Corr

…Вообще, о музыкальных фильмах писать и сложно и просто. Сложно, потому что практически невозможно передать адекватно свои эмоции, свои впечатления так, чтобы у читателя тихонько загудели те же струны в душе, что поют у вас.

Легко – потому что сюжеты большинства музыкальных фильмов делаются по пособию «1001 совет сценаристу или Большая книга киноштампов Голливуда». Как герой или группа пробивают себе путь к славе, проходя через массу трудностей. Фильм может закончится одним из трех финалов: красивый кадр с беснующимися фанатами и горами предложений от звукозаписывающих лейблов или красивый кадр с беснующимися фанатами на концерте через много лет после первого успеха или, наконец, иллюстрацией к исследованию на тему «к чему приводит злоупотребление славой и кокаином». Это сюжет не только замечательного советского фильма «Мы из джаза», но и многих других добротных фильмов.

Но фильм, о котором мы будем говорить, выбивается из общего ряда. Во-первых, фильм крайне необычен темой – наши герои ощущают себя Спасителями Соула, при том, что они все белые. Во-вторых, режиссер Алан Паркер – это не тот человек, который сильно ориентируется на штампы.

Впрочем, давайте по порядку.

Начало 1990-х годов, Ирландия, кудаблин Дублин. Дублин показан причудливой смесью современного индустриального города с клубами и трамваями и патриархальной ирландской деревни, где по улицам бродят лошади. В Ирландии экономический кризис, безработица. Но молодым героям фильма все нипочем – они полны надежд и верят в то, что впереди их ждут только положительные перемены.

Главный герой — простой ирландский безработный по имени Джимми Рэббит (Роберт Аркинс) вместе со своими приятелями-музыкантами, играющими на свадьбах, создает свою группу. Джимми, менеджер группы — парень упертый, амбициозный и твердо уверен – эта группа будет играть соул. И еще уверен в том, что в названии группы обязательно будет артикль «the» («Ведь все великие группы 60-х назывались «The что-нибудь»»)

Группа разрастается, люди приходят в группу разными путями – будущего фронтмена группы Джимми увидел орущим пьяные песни на свадьбе. Одноклассница Джимми привела с собой еще двух подруг и сформировала группу бэк-вокала. Кто-то пришел по объявлению в газете. Эпизод, когда дом Джимми заполонили кандидаты на прослушивание – один из самых забавных в фильме.

Ребята придумывают себе название The Commitments, интенсивно репетируют и начинают выступать на праздниках в местной общине. Популярность их растет и вот наконец они достигают первой своей вершины – на их концерт в одном из клубов обещает приехать живой классик соула Уилсон Пикет…Чем все это кончается – вы посмотрите сами, я не хочу портить удовольствие.

***

Алан Паркер – режиссер, который отличается своим необычным взглядом на жизнь. Он также широко известен своими фильмами о молодежи (чего стоит один «Багси Мелоун») и музыкальными фильмами (нетленная классика – «The Wall» Пинк Флойд). В этом фильме он совместил два своих увлечения и получилось культовое кино. Не стандартный мюзикл, не стандартная молодежная комедия. Паркер исследует поведение молодых людей в ситуации, когда жизнь дает им уникальный шанс. Шанс стать чем-то большим, подняться над своей рутиной, прикоснуться к Чуду, которое случается не у всех в жизни. В финале картины мудрый старый музыкант говорит Джимми – «Успех группы неважен. Главное – ты поднял их ожидания от жизни, ты расширил их горизонты» Но они по-разному относятся к своему Шансу и часто бывают не готовы чем-то жертвовать ради него.

Но в том и талант Паркера, что фильм совершенно не смотрится скучным и занудным. Это очень светлое и веселое кино, наполненное музыкой и мягким английским юмором. Еще это честное кино – люди разговаривают и ведут себя как обычные люди с улиц, не стесняясь и крепким словцом (как посчитали фанаты, слово fuck употребляется 145 раз;)

В фильме нет главного героя. Конечно, есть центральная фигура – Джимми Рэббит. Джимми идеалист, искренне верит в то, что «Ирландцы – негры Европы. А дублинцы – негры Ирландии. А те, кто живет в северном Дублине – негры Дублина. Так что скажи это, скажи это громко: Я черный и я горд этим (So say it once, say it loud: I'm black and I'm proud). А ведь соул – это музыка черных. И еще соул для Джимми — это простая музыка, которую могут понять люди. Это честная музыка, которая идет из сердца, которая «хватает тебя за яйца и поднимает над всем этим дерьмом». Своей верой и энергией он заражает и объединяет остальных членов группы.

Но при этом, участники группы – вовсе не статисты вокруг яркого лидера. Все они могут быть названы не менее главными героями. Каждый персонаж ярок и самобытен. Фанаты музыки, приятели Джимми Аутспэн Фостер, Дерек Скалли. Ударник Билли Муни, у которого проблемы с законом. Самовлюбленным фронтмен Деко с лицом дегенерата, который склонен расценивать остальную группу как свою свиту. Клавишника Стивена Клиффорда ждет карьера врача, но музыка ему гораздо интересней. Для него, как и для ослепительной Имелды Куирк, группа – попытка вырваться из проложенной родителями до его рождения дороги в размеренную жизнь среднего класса. Для Берни Маклогхлин – группа, наоборот, шанс подняться повыше, вырваться из бедности и бросить продажу жареной картошки. Саксофонист Дин Фэй идет за Джимом, потому что разделил его веру в соул. Натали Мерфи присоединяется к группе за компанию с подругами Имелдой и Берни, но потом влюбляется в Джимми. Безбашенный хулиган Мика Уоллас начинает как охранник группы, но потом увлекается музыкой. И, наконец, загадочный трубач Джоуи «Губы» Фэган. По его уверениям, он играл вместе чуть не со всеми классиками соула, блюза и джаза.Взаимоотношения членов группы — это весь диапазон от любви до ненависти. И наблюдать за этими отношениями не менее интересно, чем слушать музыку в фильме.

А музыка тут пронизывает весь фильм. Это просто праздник какой-то для любителей хорошей музыки. Отличные старые песни: Mustang Sally, Chain of fools, Try a Little Tenderness, I Can't Stand the Rain, Destination Everywhere, Take me to the River, In the Midnight Hour и пр. из репертуара Уилсона Пикета, Ареты Фрэнклин, Отиса Рединга, The Marvelettes, Эла Грина и многих других. Кусочек ПроколХарумовской Whiter Shade of Pale исполняемой на церковном органе. При этом, все песни играют и поют сами актеры. При кастинге отбирали тех, кто имел склонности к музыке и, в течении длительного времени, шли интенсивные репетиции.

 

Юмор в фильме тоже повсюду. Диалоги просто изумительные, с долей типичного британского абсурда. Джимми заходит в подъезд многоквартирного дома и видит около двери лифта подростка, ведущего под уздцы коня. «-Ты же не собираешься его поднимать на лифте? – А что делать. Лестницы убьют его». Джимми показывает выступление Джеймса Брауна – вот на что надо равняться. Дин: «А тебе не кажется, что мы, эээ, немного слишком белые, для таких вещей?» Но, конечно, фильм лучше всего смотреть на английском, с субтитрами. Потому что, слушать КАК разговаривают эти чертовы ирландцы – отдельный фан. От школьного «Ландон из зе капитал ов Грейт Бритн» это отличается очень сильно;)

Удивительная смесь музыки, юмора, талантов актеров и режиссера, отличной литературной основы/сценария мгновенно сделала фильм культовым. В Ирландии он был признан лучшим фильмом всех времен, персонажи фильма попали даже на почтовые марки в Ирландии. Статус культового фильма он получил и в Европе и в США, на IMDB оценки 7.4 из 10. Номинации на Оскар и Золотой Глобус; премии Британской академии кино и телевизионных искусств; премия за лучший саундтрэк. В СССР он, правда, прошел незамеченным, что понятно – в 1991 году у нас были развлечения и поинтересней;)

Актеры, которые снимались в фильме, были, как правило, не профессиональными актерами и, как правило, не имели карьеры в шоу-бизнесе. На волне успеха в фильме, некоторые сделали себе хорошие карьеры в музыке или кино. А оставшиеся собрали группу «The Commitments» и много лет успешно с ней выступали.

Можно много еще рассказывать интересного о фильме, о людях, которые его сделали. Но лучше посмотреть – меня фильм зацепил. И музыкой и искренностью и юмором. И еще, наверное, тем, что герои фильма – мои ровесники и начало 90-х в бывшем СССР точно также были проникнуты «ветром перемен» и надеждами на светлое будущее..

***

Резюме: Если вы любитель хорошей музыки и хорошего кино – смотреть обязательно. Если просто любитель хорошего кино – смотреть тоже обязательно. Отдельно рекомендую саундтрек.

***

Трейлер фильма:

 

ЗЫ Если затруднитесь с поиском фильма и/или саундтрека — пишите в личку;))

Теги: кино , юмор , музыка , хорошая музыка , соул , ирландцы

Читайте также

2 комментария

602 Elwood
08 августа 2012, 00:05