Обратная связь
×

Обратная связь

О смерти

    23 сентября 2015 в 11:21
  • 0,3
  • 293
  • 12
  • 0,3
  • 293
  • 12

Вчера открылась моя выставка под названием "Тот свет". Сначала это было задумано, как создание современного сакрального пространства, потом появился кураторский текст от Яны Малиновской, где появились и Башляр, и Флоренский, и Лидов. А в итоге выставка получилась про смерть. Причем стало это понятно уже при готовом монтаже и при установке реле времени: свет сменяется тьмой и привычный образ материи перестает существовать, но вместо него проявляется во флюоресцентном свете другой образ, несущий новый смысл. Такая череда смен "жизни" и "смерти" погружает в особое состояние трансцендентного потока, флюида, как говорится.

Тут я задумалась, что в нашей культуре совершенно нет позитивного образа смерти. В моем сознании боль, насилие, болезнь, нищета, страх, агрессия - это смерть. И может быть по этой причине страх смерти мешает обрести тотальное доверие к жизни в обществе, где все ходят колючие, обвешанные бомбами, готовые взорваться в любой момент.
А если Смерть - это Награда, великая и достойная за прожитую Жизнь? Только задача состоит в том, что всю жизнь идет подготовка к торжественному переходу в другое состояние.
И подготовиться к ней не заключается в покупке белых тапочек, а торжество не в количестве приглашенных на поминки гостей.

И она неизбежна, как и счастье, и любовь, и жизнь.. глубоко внутри-то все одно, как говорил тогда Тот из Египта, тот из Греции, и этот из-под баньяна, и как сейчас Эти с иных планет.

Выставка концептуальных икон продлится до конца сентября в галерее "Тенгри Умай".



Кураторский текст:

Тот свет
Из темноты целого, смутно ощущаемой как пространство, но не имеющей конкретных обозначений, кроме как «везде», свет выделяет особую часть. Превращая эту бывшую часть темноты в другое место. Это место имеет не только границы отделения от предыдущего опыта взаимодействия с пространством, оно само несет в себе иной опыт, иное состояние.
Здесь может оказаться что-то знакомое нам и оттого успокаивающее, или что-то неясное и пугающее, но потенциально узнаваемое. Свет устраняет неопределенность. Нам кажется, что свет меняет пространство, на самом деле свет меняет наше восприятие. Это мы сами, это наше воображение создает внутри одного пространства другое. Как заметил Гастон Башляр, пространство зовет к действию, но действию предшествует работа воображения.


Пространство воображения – пространство искусства, место производства образов. Образы по Башляру также имеют пространственный характер, обладают непостоянными параметрами, сопротивляясь всяким попыткам измерения. Используя свет, художник создает живые, меняющиеся образы, способные изменяться, расширятся, умножаться, пребывать в постоянном движении, формируя новую живую среду, включающую в себя и человеческое восприятие, которое также реагирует на окружающий мир каждый раз иначе, каждый раз по-новому. Таким образом, художник может создавать другие пространства, способные к самостоятельному изменению.


В своих размышлениях об иеротопиях – создании сакральных пространств, Алексей Лидов называет «драматургию света» отдельной формой творчества. Он отмечает, что, например, в византийских храмах динамическая система освещения художественным способом организовывала восприятие всего храмового пространства. Создатели иеротопий учитывали фактор подготовленного восприятия. Возможно, поэтому стороннему зрителю не всегда удается полностью воспринять византийские «пространственные иконы», которые в свою очередь находят типологическую параллель в современном перформансе и мультимедийных инсталляциях: «когда отсутствует единый источник изображения, а образ создается в пространстве под воздействием множества динамически меняющихся форм».
Использование света для создания специальных пространств, таким образом, в обязательном порядке включает в себя участие зрителя. Зрителя, обладающего индивидуальной и коллективной исторической памятью и определенным духовным опытом и знаниями.


Художественное пространство, созданное в воображении сначала автора, затем зрителя, уже не принадлежит ни тому, ни другому, но являет собой нечто третье, получает новые условия существования. Предъявляя в инсталляции Кати Никоноровой образ иного света, иного пространства, иных условий существования и восприятия. Свет, включенный художником в процесс изменения заданных условий, являющийся одним из базовых принципов этого изменения, метафорически, образно может стать «тем светом» Павла Флоренского, который ломает реальное пространство и «выворачивает тело через самого себя». Как мы можем там оказаться? Возможно – сменив привычное зрение, «вывернув» себя из реальности. Уходя на тот свет, не забудьте выключить этот.

Яна Малиновская

Теги: общество , культура , вне потока

12 комментариев