Обратная связь
×

Обратная связь

Подарок для мам

    27 декабря 2012 в 11:39
  • 24,6
  • 959
  • 5
  • 24,6
  • 959
  • 5

Сегодня в отечественных кинотеатрах появится главный фильм праздничного проката – «С Новым годом, мамы!» Почему «главный»? Просто потому, что это лучшая картина из выходящих на экраны в преддверии Нового года.

Параллельно с «Мамами» в прокате стартуют «Джентльмены, удачи!» (говорить ничего не буду – в интернете уже много рецензий, почитайте) и три разнокалиберных мультфильма – два российских тяжеловеса «Снежная королева» (фактически прямой ремейк советской анимационной классики с неудачными, а по сути «позаимствованными» из десятка других картин «авторскими» находками), «Три богатыря на дальних берегах» (новая часть суперпопулярной у детей франшизы) и «темная лошадка» «Марко Макако» (загадочный мульт родом из Дании).

На этом фоне «С Новым годом, мамы!» выделяется хотя бы тем, что это действительно фильм про Новый год. Фильм, авторам которого хватило ума не наступить на те же грабли, что и в восьмимартовском предшественнике, получившимся пафосным, пошлым (в истинном значении этого слова) и далеким от реальной жизни, как Владивосток от Москвы, где происходила большая часть действия.
На показ «С Новым годом, мамы!» я шел со смутной надеждой, что работа над ошибками была сделана – ведь не заметить все острые и «тупые» углы весеннего релиза было просто невозможно. И, знаете, эта самая работа над ошибками проведена – надеюсь, сознательно – чуть ли не идеально. В чем она заключается?

Подарок для мам


В первых «Мамах» было восемь новелл, смонтированных столь неудачно, что к моменту возвращения к любой из них зритель уже забывал, о чем, собственно, шла речь. Кроме того, было полностью потеряно ощущение времени – опять-таки в силу неудачного монтажа: то утро, то вечер, то день, снова утро, теперь ночь и т.д. В общем, о ювелирности работы Ричарда Кертиса в «Реальной любви», с которой собственно и пошла вся эта ново-российская мода на киноальманахи, можно было лишь грустно вспоминать.
В фильме «С Новым годом, мамы!» количество новелл сокращено – теперь их пять, что облегчает восприятие, а, кроме того, авторам удалось добиться эффекта единства времени, что делает картину цельной.

Еще один плюс – избавление от мегараскрученных медийных лиц. Потому что очередной «новый фильм с Безруковым, Куценко, Пореченковым, Заворотнюк, Бероевым, Ходченковой, Дюжевым» – по весне это было даже несмешно. Да, в новогодних «Мамах» есть Елизавета Боярская (запишем в исключения), есть «комедийщики» Воля, Харламов и Васильев (все трое, кстати, чудесно раскрываются), есть, в конце концов, Ален Делон (тот редкий случай, когда без «заморской звезды» невозможно было добиться нужного эффекта), однако есть и ощущение свежести лиц. Давно ни в чем серьезном не играла Татьяна Васильева, здесь купающаяся в роли мамы врунишки-«виолончелиста». Радует само наличие на экране Ольги Сутуловой, Максима Матвеева и Ирины Розановой. Да и в целом с точки зрения актерского ансамбля, «С Новым годом, мамы!» фильм, на удивление, гармоничный, притом, что новелл, повторюсь, пять, и они никак между собой не пересекаются.

Подарок для мам

Наконец в ленте «С Новым годом, мамы!» – троекратное ура! – практически нет вычурного пафоса и детсадовской морали. Ах, ах, владелец фирмы-лохотрона, перепрофилировал свой бизнес (кавычки по вкусу), после того, как его собственная контора облапошила его же собственную мать. Ах, ах, московский супербизнесмен с лицом Безрукова в шикарном костюме месит грязь в родной деревне и где-то вдалеке сама по себе всплывает «Отчего так в России березы шумят». Это первые «Мамы». В новогодних, по счастью, ничего подобного нет. Уж не знаю, связаны ли как-то между собой эти два обстоятельства, но в фильме «С Новым годом, мамы!», к счастью, практически нет и Москвы. Действие только одной новеллы частично проходит в российской столице – все остальные вынесены на периферию (да, да и Париж тоже периферия, учитывая масштаб современных московских понтов).

И главное – каждая новелла очаровательна. Сужу по тому, что у посмотревших картину появляется свой собственный «любимчик». И аутсайдеров в этом зрительском «соревновании» нет.
Людям постарше – что абсолютно понятно и логично – больше нравится «Париж». Ведь там, естественно, Париж, Ален Делон и песня Джо Дассена. А еще там замечательный Павел Воля. Мне кажется, авторы слегка перебрали здесь с трагизмом. И почему-то напрочь лишили героиню Ирины Розановой знания французского языка, как только она ступила на французскую же землю. Впрочем, дело понятное – культурный шок.
Да и в новелле «Соломоново решение» (Екатерина Климова играет бизнесвумен, настолько потонувшую в делах, что дочка «заказывает» у Деда Мороза новую маму) авторы передержали руку на кнопке слезовыжимательной машины, хотя, лично зная пару подобных случаев, допускаю, что решение это оправдано.

Подарок для мам

Вообще все пять историй – если отбросить внешний антураж – получились, как ни странно, жизненными. По крайней мере, в отличие от первого фильма, у меня ни разу не возникло вопроса «А это вообще о ком и для кого?» Пара, не могущая завести детей (Боярская и Матвеев, новелла «Счастливые числа») и находящая выход; сын, не желающий расстраивать маму рассказом о своей истинной профессии («Виолончелист»); путешествие-мечта, которое мама, безусловно, заслуживает; извечная дилемма «Работа или семья?» и желание, чтобы твой ребенок был самым лучшим и успешным, обострившееся на фоне застарелого школьного соперничества. Ты, естественно, не можешь ассоциировать себя с каждой из новелл, но ты не можешь не знать, что в жизни так точно бывает. Не в деталях – по сути.

Мои фавориты – «Война мам» и «Виолончелист» (эта новелла вообще, безусловный хит, который понравится всем). В «Войне мам» героини Екатерины Вилковой и Светланы Ивановой, когда-то дружившие в школе, намерены любой ценой добиться для своих дочерей победы на конкурсе снежинок. Особенно хороши тут… папы – Максим Виторган и Константин Крюков. Потому что в таких ситуациях крайние всегда папы. И Виторган с Крюковым, припоминая дантиста Шпака, натурально так играют, папы у них какие-то такие типичные.
Что касается «Виолончелиста», то здесь авторы, к счастью, даже не пытаются убедить нас в том, что вот так все и могло быть на самом деле. Эта новелла – одновременно смешная и трогательная – получилась гротескной и сделанной намеренно карикатурными штрихами (карикатурность подчеркивают Станислав Садальский в роли высоколобого музыкального критика и стриптизеры-пионеры с их чудесно-грозным «Ты что, обманываешь маму?!»).

Кино получилось. На удивление, получилось. «На удивление», потому что российские кинематографисты, как правило, не желают или не видят смысла извлекать уроки из своих творческих и/или кассовых неудач. С фильма «Мамы» я выходил свидетелем совершения спекулятивного акта за счет темы, близкой любому человеку. После фильма «С Новым годом, мамы!» долго не хотелось вставать с кресла. Чтобы никто не увидел, что там спряталось в глазах. А еще очень захотелось сводить в кино маму. Потому что нестыдно показать такой фильм. Да и пересмотреть хочется :)

Подарок для мам

 

Теги: семья , культура , кино

5 комментариев