Обратная связь
×

Обратная связь

"Мне снилось: мы умерли оба..." (Рецензия на "Иван да Марья (истории, рассказанные утром)", Сергей Буянов)

    11 ноября 2011 в 09:55
  • 3
  • 458
  • 5
  • 3
  • 458
  • 5

Цитату для названия взяла из Н. Гумилева, но речь пойдет не о нем, а конечно, о рассказе «Иван да Марья (истории, рассказанные утром) » Сергея Буянова. Но в любом случае, сделано это было не случайно, потому что меня этот текст, в первую очередь, отслал к Серебряному веку — к писателям ремизовской школы и, в частности, к самому Алексею Михайловичу Ремизову. Почему?
Все очень просто и лежит на поверхности. Очевидна здесь излюбленная Ремизовым тематика онейрических и пограничных состояний — это комплимент, потому что я считаю Ремизова истинным мастером в этой области, но нисколько не сомневаюсь в оригинальности рассматриваемого текста. Это не подражание и уж тем более не пародия, это полноценное самостоятельное произведение прорабатывающее сновидческую тематику, не знаю с осознанной или бессознательной, но с опрой и на таких деятелей психологии, как Фрейд, Юнг, Станислав Гроф. Даже грофовского здесь, пожалуй больше, с его пре-, пост-, и чисто натальными периодами, четко явленными в архетипе матери — всеобъемлющем понятии трансперсональной психологии, включающем практически все жизненные аспекты, от общего бытия до существования отдельного человека: это и антагонистические пары родители-дети, и засыпанное песком женское тело (женщина — символ материнства, песок — символ времени), и дудочка в вентиляции, которую как будто из материнской утробы слышит Иван, а его ковыряние в стене и нахождение этой дудочку, на мой взгляд, ничто иное, как акт рождения и, заметьте, начала существования, потому что здесь Иван вступает в полемику с женой:

"- Вот видишь, успокойся, все дело в дудочке, — сказала Марья.
— Нет. Дело в том, кто ее туда спрятал, — прошептал Иван в ответ".


Ну а про пребывание в больнице я вообще не говорю — эта отстраненность, неподвижность, порой непонимание происходящего, различные сигналы (звуковые, графические), вызывающие навязчивые состояния — приблизительно такими же словами трансцендентальный опыт своих пациентов (как под ЛСД, так и с применением методик холотропного дыхания) описывал Гроф:

«В кульминационный момент переживания перед Отто открылось видение зловещего входа в преисподнюю, охраняемого ужасной свиноподобной богиней. И тут он вдруг ощутил настоятельную необходимость начертить особый геометрический узор. Несмотря на мою просьбу оставаться во время сеанса в полулежачем положении с закрытыми глазами и сохранять переживания внутри себя, Отто открыл глаза, сел и попросил меня принести несколько листов бумаги и карандаши. Он начертил целый ряд сложных абстрактных узоров, причем, заканчивая очередной рисунок, с огромным недовольством и отчаянием рвал его и тут же принимался за новый. Он все больше и больше огорчался, поскольку никак не мог выразить то, что хотел. Когда я спросил его, что он делает, он ничего не смог объяснить, только сказал, что почувствовал непреодолимое желание рисовать эти геометрические узоры, и был убежден, что вычерчивание правильного узора как бы является необходимым условием для успешного завершения сеанса».

Ситуация в принципе характерная для состояния измененного сознания, когда мозг и тело действуют несогласованно, а порой и противоречиво. И на мой взгляд, автор прекрасно справляется с поставленной задачей.
Возвращаюсь к ремизовской школе с ее литературными сказками, которым в принципе свойственна народная орнаментальность как в названиях, так и в языке и сюжете. Ну с названием, что и говорить, совпадение на сто процентов, уж кто может быть ближе к нам. чем Иван да Марья — собирательные народные образы. Сюжетно — уход в мифологию, пусть не славянскую, как часто бывает у Ремизова, а мировую — все же есть. Язык — ну язык и в лексическом и структурном плане, конечно, современный — и это еще один плюс, поскольку и автор наш современник. Очень хорошо на языковом плане проявлена поэтика онейрических состояний — фрагментарность, обрывочность. недосказанность — как будто кто-то переключает слайды. А разве не так все происходит во сне? !

В общем, для меня уже этих аллюзий и выкладок достаточно не только чтобы признать рассказ самоценным и талантливым, но и покопаться дальше в этой психоделической игре. Спасибо.

Впервые опубликовано здесь

Теги: культура , общество , казнет , рецензия , Иван да Марья истории , рассказанные утром , Сергей Буянов

5 комментариев