Обратная связь
×

Обратная связь

Анекдот - кризис жанра

    26 января 2020 в 22:34
  • 2506,1
  • 115
  • 29
  • 2506,1
  • 115
  • 29

Не мной первым замечено, что жанр "анекдот" вымирает как древний ящер. Ну, правда, вспомните, когда вы последний раз собирались компанией и развлекались пересказом анекдотов? Не забавных случаев из жизни, а именно сочинённых кем-то анекдотов про чукч, Чапаева со Штирлицем, про жен и любовников, мужей и любовниц, тёщ, грузин и т.д.

Нет, оно бывает, конечно, кто-то вспоминает анекдот в контексте беседы и рассказывает, но вот, чтобы собралась компания и два часа подряд травила анекдоты, это сейчас нонсенс, хотя раньше было вполне привычным развлечением.

Человек хранивший в памяти несметное количество анекдотов, всегда был желанным гостем любой компании( "Давайте Митьку позовём, он столько анекдотов знает"). Теперь, если какой-то не в меру активный балагур, один за другим, начинает грузить тебя анекдотами, да ещё какими-нибудь старыми, давно слышанными, типовыми, то через несколько минут хочется уже попросить его заткнуться. Хуже может быть только если кто-нибудь начнёт петь частушки.

Почему же жанр так деградировал?

Разговаривали об этом с одной преподшей, она заметила, что само слово "анекдот" - с греческого переводится как "неизданное", и предположила, что жил анекдот только пока находился в устной речи, и именно потому, что перешёл в различные сборники, сайты-хранилища и прочее, начал умирать. Утверждение недоказуемое, но мне оно нравится. В самом деле, нафига слушать анекдоты, если можно зайти на любой из сотен сайтов с анекдотами и читать их до опупения. При этом, засмеётесь вы, в лучшем случае, от пары штук, а десятки уйдут в молоко.

Тем не менее, когда-то публикация анекдотов начиналась феерически. Помню, году этак в 1992-93-м, случайно увидел на базаре газету "Анекдот". Это были просто два листа формата А2 испещрённые набранными мелким шрифтом анекдотами, на отвратной жёлтой опилочной бумаге, с грязно пропечатанным вверху смолисто-чёрным названием "Анекдот №1". Разумеется, я не пожалел каких-то денег, и купил эту газету. Повезло оказаться в нужном месте в нужное время, в ближайший час эту газету расхватали подчистую.

И вот, я внезапно стал хранителем сокровища(огромной базы анекдотов). Выходил с этой газетой во двор и мгновенно становился королём.

Надо сказать, что анекдоты там были примитивнейшие, шутки ниже пояса, в основном, про пёрнул, трахнул, обосрался, разбавленые изрядной долей анекдотов про Брежнева, Чапаева и чукч. В общем, всем тем, по чему наши бедные граждане изголодались за время советской власти.

С этой газетой я постоянно собирал вокруг себя круги заинтересованных пацанов и девчонок, требовавших почитать анекдоты. Я доставал из-за пазухи сложенную вчетверо газету и принимался читать. Тогда я впервые понял, что такое успех, и чем пошлее был анекдот, тем больше было успеха. Фразы из этих анекдотов повторялись на протяжении нескольких дней, а потом требовали прочесть всё по второму разу. Настоящий восторг вызывало то, что газета(газета, блядь - скучнейшая хрень) может быть такой весёлой, что всё издательство такие безбашенные беспредельщики, тупо травят анекдоты со страниц печатного издания.

Феномен шёл откуда-то из тьмы веков. Недаром один человек когда-то сказал, что самое смешное, что он видел в жизни это слово "Жопа" набранное типографским шрифтом.

Кто до этого не читал "Правды" или местного "Иртыша", наверное и не поймёт никогда этого восторга. В итоге, от бесконечного мусоления десятками рук, газета через месяц стала похожа на ветхую тряпицу, и я перестал её выносить, желая сохранить перлы этого манускрипта.

Особый шик - последнюю страницу там занимали "садистские стишки", дико популярная когда-то хуйня, а сейчас, не знаю, знакомо ли вообще современной молодёжи такое понятие.

Маленький мальчик по крыше бежал.

Крыша закончилась, мальчик упал.


Маленький мальчик рыбу ловил,

Сзади к нему подходил крокодил.

Долго кряхтел крокодил-старичок,

В жопе застрял пионерский значок.


Я спросил сантехника Петрова:

"Почему у вас на шее провод?"

Ничего Петров мне не сказал,

Только тихо ботами качал.


И другая подобная хрень вызывавшая почему-то жуткий смех.

Эта газета была первой ласточкой, позже пошли всякие сборники, на лучшей бумаге, оформленные в виде симпатичных брошюрок, и даже книжек в ламинированном переплёте. Они стали тематическими, то есть, были брошюрки про национальности, про семейные отношения, политические и т.д. Все существующие газеты начали отдавать последние страницы под анекдоты.

Одновременно со всем этим буйством, "анекдот" становится не сакральным знанием, передающимся из уст в уста, а какой-то незамысловатой историей, которую можно прочесть на последней странице любой газеты. С появлением интернета и всевозможных хранилищ, он скукоживается ещё сильнее.

Если в устных рассказах обычно употреблялись самые лучшие анекдоты, прошедшие естественный отбор реакцией слушателей, то с переходом в публикации остро потребовались авторы анекдотов, которые будут стабильно выдавать новые творения на популярные темы. Пошёл поток, превративший жанр в дерьмо. Все, кто ни попадя, стал сочинять анекдоты, причём, самое злостное говно, типа: "Это не чай - это молоко" публиковалось, потому что это же не рассказ, ну какая разница, что не очень смешной, в следующий раз будет смешнее, раз на раз не приходится, забъём место, опубликуем новое, может кому-то понравится.

Сегодня мы можем наблюдать целые тематические сайты, где убогие сочиняют анекдоты для таких же убогих.

За каких-нибудь десять лет весь жанр превратился в полное дно. Популярные шутки и ситуации настолько затрепали, что анекдот стал не живой историей, а простой, легко предугадываемой комбинацией смыслов. Именно в этот момент возникает то же шоу Трахтенберга, просто досконально изучившего механику анекдота, посему без труда и верно оканчивающего любой анекдот, какой бы ему не начали рассказывать. Но юмор это всегда удивление и восторг. Когда механизмы юмора так легко предсказываются, он становится скучным.

Начали перелицовывать старые анекдоты на новые, Брежнева на Ельцина, Сталина на Путина, и ото всего этого стало изрядно припахивать пропастиной.

В общем, сдох жанр, совсем сдох. Нет, отдельные жемчужины всё ещё появляются, и будут появляться дальше, но в целом, анекдот повторил судьбу своего более объёмного брата - фельетона.

Вспомните, когда вы читали хороший фельетон, и читали ли вообще? Как жанра журналистики его не существует уже лет тридцать. А были ведь когда-то Ильф и Петров, Аверченко, Зощенко, да Чехов Антон Палыч, наконец. У них почти каждый фельетон был шедевром, хоть и публицистическим, но вместе с тем настоящей литературой, до сих пор вызывающей чистый и искренний смех. Последние отголоски фельетона загнулись где-нибудь в 70-х - 80-х, вместе с журналом "Крокодил".

Сейчас просто даже нет журналиста способного настолько потратиться, чтобы сделать нечто публицистически-художественное и в то же время смешное.

У современного журналиста нет ни времени, ни желания, ни спроса, а главное, нет таланта, чтобы написать что-то подобное. Потому что затраты не окупят себя. Что тут говорить, если даже какой-нибудь карагандинский примитивист, пишущий скучнейшую тягомотную лабуду, выглядит в сегодняшних реалиях настоящим зубром пера, просто потому, что он не допустит банальных ошибок и сдаст, как минимум, добротную, логически обоснованную статью. Ведь в основном, на различных сайтах и оставшихся немногочисленных печатных изданиях статьи клепают безграмотные дети(ну исключая пару десятков модных журналов, заморачивающихся на качестве контента, имеющих стабильную немногочисленную аудиторию). Малограмотные детишки, едва способные складывать слова в примитивные предложения, которых потом ещё проверяет и правит десять раз, какой-нибудь выпускающий редактор - это багаж с которым журналистика вступила в новое тысячелетие. Куда уж тут говорить за творчество? Этих бедолаг хотя бы просто отредактировать так, чтобы в глаза не сильно бросалась их интеллектуальная убогость, чтобы А и Б сыграли на трубе.

Поэтому фельетон и стал мамонтом, о котором в современной журналистике остались лишь легенды.

А анекдоты, с большим успехом, заменили мемы. Очень классное изобретение. Сочетание короткого предложения и картинки экономит время. Причём, большинство мемов можно переложить в анекдоты, но насколько же они станут громоздкими и неуклюжими.

Возьмём боянистый мем про "Раньше было лучше"

Анекдот - кризис жанра

Четыре маленькие картинки - смысл и юмор налицо.

Попробуем переложить этот мем в анекдот. Ну например:

Учёные решили узнать, когда лучше всего жилось. Спросили современного человека, он сказал, что раньше было лучше. Полетели в прошлое, спросили у тевтонского рыцаря, он сказал, что раньше было лучше. Полетели ещё на века назад, спросили у дикаря, он ответил, что раньше было лучше. Отправились ещё глубже, к ним выходит обезьяна и говорит: "Охуенно же!"

Охуенно же?! Шутка не изменилась, но текст занял минимум абзац, а смысл картинок мы ухватили за секунду.

Стоит ли тратить время на текст, если он вполне примитивный, а смысл шутки легко считывается и без него?

Пока с анекдотами возились потные руки их авторов - горе-юмористов, выдавая шедевры вроде того, что представлен на аватаре к этому посту, мемы завоевали мир. Непреложный факт. Старина анекдот, конечно, не умрёт совсем, изредка он будет радовать поклонников новыми шедеврами, однако с массовостью и вовлечённостью в жанр следует проститься, по крайней мере до той поры, пока люди не разучатся читать, не похерят все гаджеты, и снова не станут передавать смешные истории из уст в уста.

Теги: общество , культура , юмор , анекдот , анекдоты

29 комментариев

1 Podpolny
26 января 2020, 22:34