Обратная связь
×

Обратная связь

Общага на крови

    09 декабря 2021 в 01:06
  • 2102,7
  • 74
  • 8
  • 2102,7
  • 74
  • 8

Когда-то начинал читать “Общагу на крови” Иванова, как-то она вроде и цепанула, и интересно было, но, в тоже время, какая-то тяжесть наваливалась, хотелось от неё уйти, и я не стал дочитывать. Даже не скажу, почему именно, может просто находился тогда немножко в другой литературной эстетике. Так до сих пор и не знаю, хороший роман или нет, но фильм “Общага”, снятый по произведению, мне определённо понравился.

Если хотите, можно сказать, что это кино программное, можно вспомнить много его предшественников и в перестроечном кино, вроде “Дорогой Елены Сергеевны”, или “Ай лав ю, Петрович” можно соотнести с новым временем – “Левиафаном” или “Дураком”.

Тема абсолютно не нова. Это очередная попытка поставить перед лицом общества зеркало, и сказать: “Посмотрите, вы вот такие, вы себе нравитесь?”

И знаете, людям очень часто не нравится то, что они видят. Люди слабы, лживы, они начинают уводить тему, будто не поняли вопрошавшего.

- Они говорят: Да фильм-то херня, антисоветская агитка, в советское время не было и не могло быть чего-то подобного. Люди сразу пытаются увязать повествование с конкретным временем, с конкретными людьми, с конкретной общагой, и сказать, да херня, это всё не про нас.

И если почитать комментарии-отзывы на киносайтах, понимаешь, что с мозгами у огромного процента народонаселения всё очень печально. Оно до сих пор существует в этом мире двух параллельных парадигм. Одни говорят, что всё это клевета на советскую власть, проплаченная американцами, чтобы развратить нас, другие радуются, как здорово, новые люди разоблачают совковый строй.

Мне же кажется, люди всегда жили одинаково, какой бы строй не провозглашали. Просто оглянитесь вокруг? Разве вы сейчас не в том же совке, разве тот же совок не был продолжением империи? Мы как славили в песнях Ленина со Сталиным, так и теперь славим новых царьков, называя их родиной. На смену, генеральной линии ЦК пришла редакционная политика, где каждый сам себе ЦК, но каждый боится. Как в совке дети высокопоставленных партийцев были отдельной кастой, так и сейчас они сшибают людей как кегли на своих многомиллионных тачках, и выходят на следующий день под залог, а судьи назначают им условное наказание и грозят пальчиком в окно.

Да, господи, какой там совок-постсовок, возьмите Шекспира, Гомера, мы и от их героев далеко не ушли. Просто мы очень любим менять маски, типа, всё теперь по новому, я спрятался, не виноват, и нет меня, ну-ка отыщи, где же теперь Уолли?

Мы волки в овечьей шкуре, в бабушкином чепце, всё время нелепо пытающиеся в милоту, но отчего у нас такие большие зубы?

И “Общага” как раз про это. Она подносит нам зеркало прямо к роже, и даже зачитывает пословицу: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива", но мы и тут, всё время, истерично кричим, как тот чувак, подойдя к зеркалу: “Ну где, где у меня рожа-то крива?”

Причём, дальше он мог бы добавлять: “У меня-то ещё не самая кривая рожа, а вот у того рожа ещё хуже, я то ещё не самый кривой, так почему вы не говорите про него, а подносите зеркало мне?”

Кстати, очень напрасно изменили оригинальное книжное название - “Общага на крови”. Общага – это просто общага. То, что общага стоит на крови – ключевой момент.

По сути, это абсолютная притча, шекспировская трагедия, вне времени и места действия. Никто же реально не воспринимает “Гамлета” как историческое исследование средневекового датского королевства? Так чего вы к общаге прикопались? Из-за того, что она сыграна не в шекспировских, а в советских декорациях?

Общага – символ нашего мира. Для кого-то это его город, страна, для кого-то совок, для кого-то земля. Мы очень слабы, мы не можем убежать из своего мира, постоянно рождая рай и ад в себе. Этот мир назойлив и жесток. В нём есть суровая комендантша общаги – бог, царь, лидер нации. В нём есть муж комендантши – озверевшая мразь, находящаяся под мощным крылом, и делающая всё, что душе угодно, есть их шакалы-приспешники – комсорги, активисты, вот эти все подмудные гниды, незаметно и деликатно сосущие кровь лидеров, прямо из их промежности. И есть мы, признающие их право власти, потому что они дают нам жить в общаге, заниматься своими мелкими муравьиными делами. Они позволяют нам быть.

Ну, иногда, кто-то из них может затрепать кого-то из нас, случайно, как кошка мышку, чисто для развлечения. Остальные то не против, они даже рады, что это коснулось не их. В такие моменты, они ощущают себя умными, прохававшими жизнь.

Типа, вон, с дурачком-то уже расправились, а мне всё похуй, сделан из мяса…

В конце концов, нужно соблюдать простые правила и всё, не отсвечивать, не мешать коту играть с другими мышками, если коту вдруг захотелось поиграть. И да, на крышу общаги не ходить. Крыша как символ космоса, свободы, полёта. Выйти на крышу, значит послать комендантшу нахуй, со всеми её повешенными замками. Именно с крыши улетает в свой последний полёт жалкая насилуемая девушка, в яростном желании освободится от общаги.

Крыша – это лучшее, что есть в общаге. Не случайно, что именно Забела забывает закрыть дверь на крышу и позволяет девушке прыгнуть с неё.

Дело в том, что в общаге всегда находится хоть один человек, который срёт на устоявшуюся картину мира. В контексте данного произведения это Забела. Он Христос общаги. Причём, я так думаю, он не от храбрости на неё срёт, просто из-за недопонимания. Ведь вот эти все коменданты, лидеры наций, королевств, отцы всех кастрюль, они же всегда провозглашают борьбу за правду, нравственность, любовь и семейность, но это всё настолько лживо звучит из их уст, и Христос думает, что они прикалываются. Ну не может же в голове у людей быть такая дичь.

Никто не будет спорить, что Христос – человек ненормальный. Забела, он тоже человек слегка ненормальный. Как Христа предали его апостолы, так и Забелу предали его друзья. Для чего? Для кого? Чтобы просто остаться в общаге, потому, что они плоть от плоти - общага. Стоит ли их винить? Да, стоит, потому что они говно. Потому что мы все – говно. Оттого нам так тяжело иногда смотреть в зеркало. Уверен, у любого человека есть такой момент в жизни, за который он убивает себя морально. ( Нет, не у любого, некоторые мрази этого просто не замечают, у не совсем испорченного человека, оговорюсь) Момент, когда он продал себя, за то, чтобы остаться в общаге. Момент, когда понимаешь, что все твои слова о верности, дружбе, любви до гроба были шелухой, глупостью, недомыслием, лицемерием.

Это неплохо, людям полезно жить, зная, что его жизнь стоит на чьей-то крови. Они ещё иногда потом какие-нибудь благородные поступки совершают, как бы во искупление. Забеле же ничего этого не надо, он и так Христос. И пофиг, что никто этого пока не понимает, но в этой общаге, он и есть сын божий, или просто чудак.

Прекрасное кино.


Теги: вне потока

8 комментариев