Обратная связь
×

Обратная связь

О святом Николае Ивановиче Трескуне Деде Морозе. +18

    06 декабря 2014 в 15:37
  • 0
  • 63
  • 1
  • 0
  • 63
  • 1

Заинтересовал меня сказочный персонаж Нового года. Хотя тема довольно не благодарная, многие ее воспринимают в штыки и отстаивают. Но, несмотря на гнев богов и кого-нибудь из подворотни, решил, так сказать, накалякать пару строк.

Для Ноты Бены: Нет у меня злого умысла здесь, есть мысль, которую записал. Не хочется смотреть на праздник под новым углом, просьба не читать. Иногда смотреть долго в тихий омут опасно, можно увидеть темное дно.

Кто такой Дед Мороз? Любой ребенок, не задумываясь, ответит, что добрый белобородый дедушка, который скоро принесет ему подарок в замен на песенку или стишок. Может быть еще пару мыслей из сказок или современных фильмов. А в глазах блеск и предвкушение радости, счастья и волшебства.

Что ж общество неплохо потрудилось, как из срубленного дерева сделать блестящую красивую игрушку со звездочкой на макушке, так из мифологий взять темный персонаж и одеть его в красную или синюю шубу. Заинтересовало меня не то, насколько глубока кроличья нора, а как меняется мнение под прессингом общества. Мнения того, кто должен дать исчерпывающие жизненные вопросы. Как относится религия в Деду? Западный Дед стал святым угодником, а Восточный русский стал русской традицией.

На эту тему высказывался в 2000 году, во время своего визита в Вологду, митрополит Сергий : «… Дед Мороз — это добрый персонаж, знакомый каждому из нас с детства. И нужно помнить об этом, нужно различать персонажи добрые и злые. Мне кажется, что образ Деда Мороза — это нормальное развитие нашей светской духовной традиции.» При этом в самой же википедии черным по белому сказано: противоречит христианскому учению!

Решил по больше узнать что говорят о этом люди церковные. Это вызывает неоднозначные выводы. Приведу несколько цитат в своем интересном порядке для максимальной иронии, но прежде надо заглянуть в норку далекого прошлого.

Кто такой Дед мороз? У разных народов свои представления, но явно не блещут добром. Взять сарказм Хауса, это скорее где-то в четвертом сезоне он упомянул Святого Николая любимца детей, покровителя торговцев, моряков и проституток.

Для индийцев это был весьма ни святой, а скорее злой дух с мешком красным от крови убитых им душ, но что про чужих мифов говорить. Дедушка мороз это весьма не добрый персонаж раньше был, его боялись, ему поклонялись и задабривали. Поэтому наш Дед Мороз традиционно носит синюю шубу. Кстати от этого с ним и синяя девочка, которая раньше по славянской мифологии была насмерть замороженный подарок злобному богу мороза. Советские сказки немного намекали на это но меняли мышление людей, мол тепло ли тебе девица. Новый Год в представлении предков это современный ужастик с леденящим сердце сюжетом, сейчас же, если не копаться в чердаке старых представлений, современное образ перевернулся на 180 и теперь это мимишный добрый старичек. Какое мнение у духовенства?

Иерей Алексей Агапов, настоятель храма Святого Архистратига Божия Михаила (г. Жуковский), отец четверых детей: «Мы Деда Мороза любим и всегда приглашаем к детям. Дед Мороз — это сказка. А для ребенка сказка — очень важная часть его мира, для него совершенно очевидно, что сказка есть! И когда люди, сами с разрушенным укладом, вдруг решают ниспровергнуть все основы и сделать все заново и правильно, когда они лишают детей этапа мифологического сознания, они наносят им большой вред. Сказка — часть живой фольклорной традиции, которая есть во всех культурах. Мы не понимаем, почему и зачем это есть, но может быть, лучше не ломать, а бережно отнестись к тому, что традиционно существует? Давайте к святым отцам обратимся: и Василий Великий, и Иоанн Златоуст были воспитаны на языческой литературе и философии, и впоследствии ни то ни другое не отвергали как что-то ненужное и вредное (у Василия Великого есть даже статья «О пользе для юношества языческих сочинений»). Никто из них не говорил: «А, это все язычество! Там меня учили ходить коленками вперед — буду теперь из принципа ходить коленками назад».

Иерей Александр Лаврухин, директор Димитриевской православной школы (Москва), отец пятерых детей: «Мы пригашаем Деда Мороза к детям на приходскую елку, он играет с ними, дети его любят, мы не собираемся бороться с обычаями, в которых нет ничего греховного. Но Дед Мороз не должен становиться этаким преподавателем воскресной школы, говорить детям о Христе, о Божией Матери. Потому что тогда происходит смешение шутки, сказки, игры – с Истиной. Вот это плохо, а не сам Дед Мороз!»

Всеволод Чаплин, который считается главным рупором Патриарха, заявил: «Переодеваясь в языческих богов, нечистых духов или персонажей, которые символизируют темные духовные силы, нужно всегда помнить, что, когда ты начинаешь играть в какую-то неведомую духовную силу, ты вступаешь с ней в контакт и это может отразиться на твоей жизни, сознании, судьбе».

Последние слова сказаны о таких персонажах как баба яга или кощей, но почему дед мороз, присутствия которого предки боялись, теперь перестал входить в этот список, перестал быть символом нечисти? Конформизм.

Конформость церкви перед мнением светского общества. Обществу нравится волшебство, колдовство, магия и компромисс это средство для того, чтобы не испытывать дискомфорта от насмешек и презрения. Давным давно был потерян христианский стержень, та сила что позволяла идти по христианскому пути не уклоняясь к басням. Вопрос "угодно ли Богу?" уступил теперь на "угодно ли пастве?" Сейчас многие верующие люди, подобны тем, кто оказался в эксперименте Аша, и результат неутешителен.

Кстати к Новому году закачаю картинку-схему для моей радости и чьему то "пффф". (Это к тем кто понимал, что "корявки" не о веселом, о чем у всех на режиме ожидания и языках, но набравшись негативного хочет пошалить и написать свою мысль к моей).







Теги: наука , культура , детский праздник

1 комментарий

956 Serick
06 декабря 2014, 15:37