Обратная связь
×

Обратная связь

Не то снимаете, господа кинематографисты!

    23 мая 2012 в 01:00
  • 6,2
  • 479
  • 8
  • 6,2
  • 479
  • 8

ЖАУЖУРЕК МЫН БАЛА15 мая на сайте киностудии «Казахфильм» имени Шакена Айманова появилась новостная заметка, из которой следовало, что историко-приключенческий фильм "Жаужүрек Мың Бала", премьера которого состоялась 3 мая, меньше чем за две недели проката собрал 1,853 млн. долларов США. Успех? Несомненный! Количество сеансов растёт изо дня в день, залы заполняются чуть ли не на 100%, критики, словно сговорившись, не жалеют восторженных слов в адрес новой работы режиссёра Акана Сатаева, повествующей о том, как в первой половине XVIII века воины-юноши во главе с отважным Сартаем отстаивают свободу родной земли от джунгарских завоевателей.

И тут, как пишет в газете «Время» Тулеген Байтукенов, возникает вопрос: "А почему опять джунгары?", ответ на который даёт культуролог Мурат Ауэзов: «Казахо-джунгарское противостояние — тема затёртая, несправедливая и не умная. Она рождена еще во времена нашей колонизованности, когда установки требовали фокусировки именно на джунгарах как заклятых врагах. Картина складывалась двойственная: с одной стороны, акцентировалась отвага казахского народа, с другой — это были пляски на прахе уже сошедшего с исторической арены народа. Вместо того, чтобы говорить о реальных противниках, в Казахстане спекулятивно продвигали ойратскую проблему. Хотя и казахи, и джунгары — последние представители конно-кочевой цивилизации на просторах Евразии. Их отношения были гораздо глубже и сложнее, чем принято изображать. У казахов и джунгаров было много больше общего, чем, например, у казахов и русских, и делать из них вековечного врага — это лукавство и робость национального сознания». Вот так!

А мне в связи с этим вспомнился замечательный фильм Кевина Костнера "Танцующий с волками". Дело в том, что я всегда говорю, что история проникновения русских войск, а затем и прочего люда в Среднюю Азию может подарить кинематографистам немало не менее захватывающих историй, нежели та, что случилась с лейтенантом Джоном Данбэром на Диком Западе североамериканского континента. Вот только, в отличие от событий, показанных в распиаренных фильмах Сергея Бодрова-старшего "Монгол" и «Кочевник», а теперь вот и в «Жаужүрек Мың Бала», события всего лишь полуторавековой давности рассматриваются нами с куда большим вниманием, а порой — и предвзятостью…

Если же кто-то из наших кинематографистов всё-таки заинтересуется этой темой, рекомендую сайт "Россия и Казахстан: историческое и этнокультурное взаимодействие", представляющий собой на удивление полную и общедоступную коллекцию электронных документов о русской ветви в истории Казахстана. Ещё один интересный ресурс — "Восточная литература". Удивительно, но проект, развиваемый исключительно трудом нескольких энтузиастов, содержит массу ценнейших исторических документов, в том числе, по казахско-российским отношениям XVIII-XIX веков!

Да, тема эта до сих пор остаётся если не запретной, то опасной для исторических изысканий. Ведь то, что для одних историков является добровольным присоединением, другие называют колонизацией. И то, за что в одно время раздаются премии и награды, в другое время становится поводом для гонений…

Теги: джунгары , казахи , русские , общество , кино , культура

Читайте также

8 комментариев

4644 UncleShal
23 мая 2012, 01:00