Обратная связь
×

Обратная связь

Как рождается музыка

    14 ноября 2012 в 19:15
  • 33,9
  • 2875
  • 62
  • 33,9
  • 2875
  • 62

Пропуск в волшебный мир, где рождается музыка, мне выписала мама. Лет в 10 я подошёл к ней и задал вопрос, который терзал меня уже очень давно – ну, где-то дня два:

— Мама, а как придумывают музыку? Её, наверно, какие-то особенные люди придумывают?

Мама отложила в сторону ложку, которой помешивала булькающий на плите борщ, и сказала мне несколько фраз, с которых и началась моя композиторская карьера. Она сказала, что музыку сочиняют композиторы. Она сказала, что композиторы – это те, кто очень любит музыку. И сказала, что музыку могу сочинять и я. Сказав всё это, она снова вернулась к борщу.

Несколько озадаченный, я вышел на улицу (не вдаваясь в ненужные подробности, скажу, что жили мы тогда прямо посреди леса) и, глядя на высоченные, величаво качающиеся под порывами ветра сосны, пожал плечами и попробовал придумать какую-нибудь музыку. И хотя маме я привык доверять, но удивление моё тогда было безмерным — у меня получилось! Погуляв между соснами минут пятнадцать, я сходу наваял какое-то подобие симфонии, потому что, как оказалось (и жизнь потом это только подтвердила), меня тянуло на большие, эпичные и многочастные произведения. И вот тогда передо мною открылся новый мир.

Нет, сказать, что я до этого не знал или не любил музыку, нельзя: я любил её всегда, сколько себя помню, и даже стараниями матушки был записан в музыкальную школу по классу балалайки. Педагоги меня хвалили, посылали выступать на какие-то концерты, но всё равно это было всё не то: для меня тогда музыка была чем-то таким же абстрактным, как и математика. Искусство ради искусства. А вот когда я обнаружил, что могу сочинять музыку сам, причём такую, как хочу, — вот тогда я понял, что такое творчество. И понял, какое это наслаждение – что-то творить.

Холя и лелея в себе это особое, тайное и недоступное другим умение, некоторое время я свысока поглядывал на других людей. «Бедненькие,- жалел я их. – Вы же не умеете придумывать музыку….» И, каждый раз пожалев бедных, несчастных и таких бесталанных людей, я ещё выше задирал свой и так уже ставший непомерно гордым подбородок.

Слава Богу, продолжалось это недолго: очень скоро я обнаружил, что музыку писать могут очень многие, если не все. И, сделав правильные выводы, вместо гордого восседания в обнимку со своей музой в башне из слоновой кости, я начал всячески поощрять и подталкивать к написанию музыки всех окружающих. О, если бы вы знали, сколько прекрасных произведений, шедевров и просто хитов мир не услышал только потому, что их некому было записать. Или потому, что все вокруг были слишком пьяными. Или потому, что после напряжённого совместного творчества с подругой-музыкантом вдруг становилось как-то не до творчества…

Ведь на самом деле писать музыку просто: она, как и математика, имеет свои законы, и первые три-четыре ноты определяют дорогу, которой пойдут все остальные. Конечно, мастерство как раз таки и заключается в том, что бы повести их дорогой, не избитой до тебя тысячами ног. Но, даже развернув одну из своих нот в неожиданную сторону, ты всё равно открываешь этим как бы другой, альтернативный вариант будущего, который, тем не менее, всё равно будет развиваться, подчиняясь своим законам.

То же самое и с аранжировкой: только глянув на голую, ничем ещё не прикрытую и захватывающе соблазнительную в своих манящих перспективах мелодию, хороший аранжировщик сразу видит, во что её надо одеть. Что вот этой роскошной мелодии нужны богатые, под стать ей меха. А вот этой простой, искренней и такой трогательной в своей простоте мелодии нужно такое же простенькое, но элегантное платьице, призванное только лишь подчеркнуть её наивную, трогательную красоту. Или, если есть желание сыграть на контрастах, то можно эту же красоту взять и оттенить шипованным латексом– это уж у кого какая фантазия.

Вообще музыка сочиняется очень по-разному – её можно сочинять в уме. Можно намурлыкать и намычать голосом. Можно наиграть на наиболее близком тебе инструменте (и очень много произведений рождается именно так – во время инструментальных импровизаций, как одиночных, так и коллективных). Но наиболее шикарная музыка приходит во сне.

Даже не совсем во сне, а в том пограничном состоянии, когда ты уже начинаешь засыпать, но до конца ещё не заснул. Вот именно в такие моменты музыка и обрушивается на тебя во всём своём великолепии – мелодия, аранжировка, голос, манера петь. То есть тебе показывают полностью готовое произведение. Даже с текстом. Правда, в большинстве случаев поутру оказывается, что тексты эти – сразу в корзину. Но бывают и вполне ничего. Бывают. Бывают даже на иностранных языках.

Откуда появляется эта музыка – загадка. Есть мнение, что её творит ум, отпущенный на волю мирскими дневными заботами. Есть мнение, что ноосфера – то есть всеобщее знание, витающее где-то над всеми нами. Я лично склоняюсь к теории, объединяющей обе предыдущих: то естьчто ум – это такой приёмник, вылавливающий в этой самой ноосфере свои волны. Его даже можно и настроить на определённую, нужную тебе волну.

В общем, музыка из ноосферы – это самая красота. Например, Майкл Джексон свой альбом «Триллер» написал именно так. Да и полклассики так написано (а вторая половина просто не признаётся). Но тут есть свои подводные камни.

Во-первых, надо вовремя проснуться и как-то записать привидевшееся. А выбираться из такого сладкого, вкусного, тёплого и удобного сна ой как лень. Да и, выбравшись, очень часто обнаруживаешь, что записывать-то нечем или не на что.

А во-вторых, не факт, что музычка, которую ты спёр в ноосфере, не была уже оттуда позаимствована кем-то до тебя: частенько, весь такой гордый и радостный от своего нового гениального произведения, ты чуть позже обнаруживаешь, что оно — плагиат. Да, ты ни разу в жизни этой музыки не слышал. Да, ты и зелёного понятия не имел о существовании такой группы или такого исполнителя. Но они есть и твоя мега гениальная музыка – уже всего лишь плагиат. Поэтому композиторам и нужна такая широкая музыкальная эрудиция. А вы думали, что они просто за новыми веяниями следят? Нет, на самом деле они…

Ого – мне сейчас из Союза Композиторов позвонили и сказали, чтоб больше лишнего тут не болтал и секретов их не выдавал. А с ними, поверьте, шутки плохи. Так что закругляюсь. Но главный секрет, тот самый, который мне когда-то открыла мама, я всё равно уже рассказал — музыку писать очень просто. И могут это, в общем-то, все. Все, кто очень любит музыку.

Теги: вне потока , культура , музыка , Композиторы , сочинение музыки , любимая музыка

62 комментария

161 Virvir
14 ноября 2012, 19:15