Обратная связь
×

Обратная связь

Когда начался комикс

    16 сентября 2020 в 23:38
  • 1831,5
  • 27
  • 4
  • 1831,5
  • 27
  • 4

Пожалуй, одна из сложнейших проблем историографии – определить дату начала того или иного явления. Всё на свете является беспрерывным процессом, процессом плавным и длительным, потому редко случается так, что можно ткнуть пальцем в календарь и объявить, что отсчитывать возраст чего-то нужно с этой даты.

Всё это в полной мере касается и комиксов. Большинство лекторов, начиная рассказ об истории рисованных историй, обязательно упоминает и наскальные рисунки, и роспись египетских пирамид, и гобелен из Байё, и средневековые иконы, и множество других сюжетов, рассказанных через последовательность рисунков. Где же в этом растянутом процессе, начавшемся еще с каких-нибудь рисунков на песке, которые время для нас не сохранило, можно поставить засечку и объявить днём рождения комикса?

В 1996 году Бельгийский центр комиксов CBBD (Centre Belge de la Bande Dessinée) объявил о праздновании столетия формата комикса. Век они отсчитали от стрипа из серии Hoogan’s Alley, созданным Ричардом Аутколтом, где Жёлтый Малыш впервые заговорил речевыми баллонами. [1][2][3] Казалось бы, праздник, что может быть безобиднее, тем более многие специалисты, такие как Билл Блэкбирд и Мартин Уильямс, сходились во мнении, что именно 18 октября 1896 года с появлением баллонов произошел тектонический сдвиг в комиксах. [4] Однако эта новость вызвала негодование во Французском национальном центре комиксов CNBDI (Cité internationale de la bande dessinée et de l'image) в Ангулеме. Там тоже готовились отметить круглую дату – 150 лет со дня смерти изобретателя комиксов. Как вы понимаете, по их мнению, это был отнюдь не Аутколт, иначе изобрести новый медиум ему пришлось бы спустя полсотни лет после своей смерти, что весьма затруднительно. В Ангулеме считали, что комикс появился на свет из-под пера швейцарского картуниста Родольфа Тёпфера - автора серии рисованных историй, напечатанных в первой половине XIX века. [1][2] Этого мнения также придерживались такие видные комикс-историки как Тьерри Гренстин и Дэвид Кунцле. [1]

Начался спор, захлестнувший не только две соседствующие страны, но и перекинулся через Атлантический океан. Чтобы показать, какого градуса достигали страсти, приведу слова, которыми Ив Фемион, выдающийся журналист и писатель с шестью десятками книг за плечами, а также постоянный автор журнала Fluide Glacial, открыл конференцию в Ангулеме:

«Давно известно - американцы придумали всё: авиацию (франко-немецкое детище), ракетостроение (русско-немецкого производства), первыми запустили человека в космос (что сделали русские), изобрели кинематограф (французский), СПИД (пришедший из Заира), Олимпийские игры (появившиеся в Греции), джинсы (что появились в Ниме) и пещеру Ласко. Некоторые даже пытаются отпраздновать в этом году столетие BD, несмотря на то, что им почти две сотни лет. Неудивительно, что бескультурные американцы, неспособные найти Европу на карте между Японией и Россией, выбрали дату, которая им больше всего подходит: дата выхода Жёлтого малыша Аутколта, поскольку этот BD такой же американский, как и они сами. Досадно узнать, что они переманили на свою сторону видных бельгийских специалистов, и даже Морриса, который лучше многих всё понимает.
Я удостоился чести, открывая эту конференцию, задать верное направление дебатам, чтобы избежать двусмысленных рассуждений и сразу вывести на чистую воду это надувательство. На самом деле, единственное событие, которое можно в этом году отметить – это 150-летняя годовщина смерти первооткрывателя BD Родольфа Тёпфера.» [2]

Как видите, страсти кипели нешуточные. Согласия в этом вопросе нет и по сей день. Давайте же разбираться на примерах.

Начнём со швейцарца Тёпфера. Родольф мечтал стать карикатуристом, однако из-за болезни, связанной со зрением, ему пришлось отказаться от своей мечты. Он стал учителем, а впоследствии и директором собственной гимназии для мальчиков. Однако рисовать Тёпфер не перестал. Он развлекал своих учеников и друзей сатирическими рисунками, высмеивавшими религию, образование и светское общество того времени. Однажды его произведения попали на глаза Иоганну Гёте, и тот всячески хвалил Тёпфера, назвав его плодотворным изобретателем комбинаций. [4] Эта похвала вдохновила Родольфа на публикацию своих работ. Первая его книга «Histoire de M. Vieux Bois» (История Старого Полена) вышла в 1837 году. Тому моменту она состояла из 198 панелей на 88 страницах. В издании 1839 года было уже 221 панель и 92 страницы. [5]

Когда начался комикс

В отчаянии мистер Олдбак решился на самоубийство. Благо меч его прошел ниже руки. Сорок восемь часов он верил в свою шиюель. К жизни он вернулся, умирая от голода.

Как видите, это произведение представляло собой серию карикатур с титрами под ними, которая рассказывала историю любовных метаний незадачливого и впечатлительного господина. Это трудно назвать комиксом в полной мере, ведь нет еще баллонов, однако уже имеется связь текста и рисунка, а также последовательность изображений, через которую и ведётся повествование. Как писал сам Тёпфер в критической статье на свои произведения (да, он написал анонимную критическую статью на свою же книгу, настолько он был требователен к себе):

«…Рисунки без них [текстов] утратили бы значительную часть смысла. Текст без рисунков не значил бы ничего... Но всё вместе соединяется в роман, уникальный тем, что не похож на другие романы, да и вообще ни на что не похож» [4]

Важно отметить, что книги Тёпфера печатались по всей Европе, ведь никакого авторского права еще толком не было. Потому в 1840 году пиратская версия его первой книги, переведенной на английский язык, появляется в Великобритании. Через 2 года в 1842 году её уже печатают в США под названием «The Adventures of Obadiah Oldbuck», а так как своих рисованных историй американцы к тому моменту нарисовать не успели, то эту книгу считают первым комиксом, опубликованным в США. [5]

Вроде бы все ясно, вот он первый комикс, ведь пройдёт больше полувека прежде, чем в 1894 году на прилавках окажется Жёлтый Малыш. Причем в Америке комиксы уже выходили и до детища Аутколта. [6] Однако сторонники «жёлтой» версии, настаивают на том, что произведения Тёпфера нельзя считать комиксом в полной мере, это так называемые протокомиксы. Главным признаком рождения формата они считают появление речевого баллона. Ниже представлен тот самый «тектонический сдвиг в комиксах».

Когда начался комикс

Но только ли в баллонах дело? Ведь на тот момент Генри Фишер еще не изобрел сам формат полосы с разделением кадров. [4] Может тогда отсчитывать рождение комикса от первого стрипа Mutt and Jeff, где появились рамки панелей? Но если следовать этой логики, то нам придется передвигать границу рождения комикса всё дальше, ведь инновации появляются постоянно. Чем же уникален Жёлтый Малыш? Он стал культурным явлением, каких Америка еще не видела. Как часто можно наблюдать в истории комиксов, на тот момент совпало несколько факторов.

Нужно понимать, что это был совсем другой мир: кинематограф только зарождался , радио было лишь способом связи, зато газеты были всюду. Из них люди узнавали о событиях в мире и своей стране, находили полезные советы, и, конечно, развлекали себя. К тому моменту уже был найден способ более дешевой цветной печати, а издатели начинали понимать, что одна цветная страница со стрипами в конце может продать всю газету целиком. Это стало ясно из-за взрывной популярности того самого Жёлтого малыша. Люди брали газеты лишь, чтобы прочитать новую историю о беспризорниках с улиц Нью-Йорка. А конкурирующие издатели Хёрст и Пулитцер буквально рвали на части Аутколта, и по итогу истории о малыше печатались сразу в двух газетах. Малыш был всюду – на коробках сигар, на футболках, коробках для еды, пачках сигарет, в магазинах игрушек. Он продавал всё, не только газеты. [6] Так началась эра газетного стрипа. Газеты искали талантливых и остроумных авторов, чтобы читатели подсаживались на цветные страницы, как в наше время подсаживаются на сериалы. Так что, статус Малыша вполне заслужен. Ведь, не будь его, то не началась бы четырехцветная лихорадка, которая и привела к инновациям в форме, а затем и к рождению самого формата комикса.

Однако не всё так просто. На звание «Дня рождения комикса» претендуют еще две даты: 1933 и 1935 года. Тут всё формально и уже упирается в более конкретное понятие «comic book», которое для американцев значит не просто комикс, а определенный формат.

С самого начала печатавшиеся в газетах стрипы собирались со временем в сборники и продавались в формате книжек. Однако из-за разных размеров не было никакого общего стандарта, а если стрип был полностраничным, то такой сборник был просто неудобен. Думаю, многие помнят переведенный на русский язык издательством Zangavar стрип «Малыш Немо». Издание было примечательно тем, что при желании на него можно было опереться, как на трость. Таков был формат газет в то время. В 1933 году же Максу Гейнсу пришла в голову идея собрать газетные стрипы, но в удобном журнальчике на 68 страниц. Идея выстрелила. Так и появился формат comic book. Однако некоторых историков это не устраивает, ведь содержимое таких комисов было лишь перепечаткой стрипов, потому они указывают на 1935 год. Тогда вышел сборник New Fun, в котором майором Уилер-Николсоном были напечатаны абсолютно оригинальные стрипы. Сделано это было, конечно, не ради прогресса или искусства, а потому что так не нужно было отчислять кругленькие суммы синдикатам за материал. Именно этот момент некоторые историки и считают полноценным рождением комикса. [7]

На этом тоже всё не кончается, потому что есть еще одна дата, претендующая на гордое звание «дня рождения комикса», и это июнь 1938 года. Думаю, многим любителям рисованных историй эта дата знакома – первое появление Супермена в Action Comics #1. Многие считают именно этот момент настоящим рождением комикса, потому что тогда зародился исключительный для комикса жанр – супергероика. Она станет визитной карточкой и флагманом формата на многие десятилетия.

Вот пять дат из почти двухсотлетней истории комикса, которые выделяют комикс-историки. Лично я считаю днем рождения комикса появление работ Тёпфера. Европейским специалистам эта позиция выгодна тем, что она связывает историю BD с серьезными художниками девятнадцатого века, а не с детскими книжками, с которыми традиционно и ассоциировались BD до второй половины двадцатого века. [3] Я же считаю, что она обоснованна потому, что «Histoire de M. Vieux Bois» обойдёт всю Европу, вдохновив таких иллюстраторов как Вильгельм Буш, а уже его «Макс и Мориц» вдохновит американца Рудольфа Диркса на «The Katzenjammer Kids»; творения Тёпфера станут первыми рисованными историями в США, которые потом застолбит за собой звание родины комикса, вдохновив своим успехом местных картунистов. Да, книги Родольфа не похожи в полной мере на комикс, однако они стали первой костяшкой домино, которая своим падением привело к рождению целой индустрии по всему миру.

Источники
[1] «The Routledge Companion to Comics» под ред. Frank Bramlett
[2] «Comics in French: The European Bande Dessinée in Context» Laurence Grove
[3] «Reading Bande Dessinée: Critical Approaches to French-language Comic Strip» Ann Miller
[4] «История комиксов» Фред ван Ленте
[5] «1001 comics you must read before you die» под ред. Paul Gravett
[6] «Faster than a speeding bullet: The rise of the graphic novel» Stephen Weiner
[7] «A complete history of American comic books» Shirrel Rhoades

Теги: вне потока

4 комментария

30 YellowFellow
16 сентября 2020, 23:38