Обратная связь
×

Обратная связь

Главная цель искусства - не изменить мир, а изменить Человека.

    13 января 2014 в 04:01
  • 5,6
  • 1141
  • 4
  • 5,6
  • 1141
  • 4

 

Главная цель искусства - не изменить мир, а изменить Человека.

Сегодня  вечером я получила ссылкуhttp://blogbasta.kz/?p=2871 на публикацию о нашей выставке с таким подзаголовком:

Аятгали Тулеубек размышляет через призму посещенной выставки о времени, которое помнит смутно. 

Во-первых,  спасибо за внимание к нашей выставке. Внимательно прочла  текст вышеназванного автора,  и стало мне как то уят-но за многие неточности и ошибки, которые для людей, позиционирующих себя  кураторами Современного Искусства попросту недопустимы.

Автор огорчает  незнанием  истории искусств родного Края и не только.  Перечисленные в начале текста группы и имена на арт-площадке казахстанского искусства, как то «Кызыл трактор», «Кокерек»…. возникли чуток позднее (ведь в то насыщенное  время “смутных” девяностых, год шел за пять), естественно, что появление и проявление среды после в-ки «ПЕРЕКРЕСТОК» дало следующий рывок в развитии  нашего искусства.  Помнит ли Аятгали  эту знаменитую выставку или хотя бы слышал о ней ?

Главная цель искусства - не изменить мир, а изменить Человека.

Ах да, забыла, ведь в ту пору Аятгали  было всего  4 года!

Как можно писать о времени, помня о нем весьма «смутно»?

1.

Использование термина о «наших» фобиях - horror vacui  — «Зрителю, вследствие данной фобии (именно фобии, т. к. скорее всего скученность не является результатом продуманного и намеренного жеста и не диктуется ограниченным пространством; оно, наоборот, предоставляет щедрые возможности для экспонирования), с трудом удается получить какое-либо структурированное впечатление от выставки» 

− говорят о незнании контекста, отсылкой к которому и являлась та самая скученная шпалерная развеска эпохи подвальных выставок «Зеленого Треугольника»  двадцатипятилетней давности!

Главная цель искусства - не изменить мир, а изменить Человека.

Именно ее мы повторили в  малом  зале, как раз таки осознанно и преднамеренно, сопровождая выставку фильмом «Абревиат-Ура» Володи Петухова  и Игоря Полуяхтова (Игорь, кстати, был первым переводчиком, создавшим эвритмичный перевод собрания сочинений «БИТЛЗ» и «Пинк-Флойда» расходившегося по Союзу огромными  тиражами).  И эти слова взятые эпиграфом к выставке отнюдь не случайны! Вернусь к ним позже. Другое дело, что в большом зале, есть, конечно же, огрехи, с этим я согласна. И  собранные мною тексты развешаны не идеально. Все это мы уже проговорили на обсуждении  выставки с искусствоведом Назипой Еженовой₁.

2.

Меня смущает это воинствующее невежество и псевдо-интеллектуальный  апломб, которые          С У Т Ь  Предмета подменяет его презентативной формой. Сегодня эта тенденция времени особо актуальна!

Далее по тексту − неуместно звучит  словосочетание «самовосхвалительные эпитеты» поскольку  слова пресс-релиза написаны мной, а я никогда не была членом «Зеленого Треугольника». Их другом, да. Позже составляла треугольную летопись. И выразила свое реальное отношение к явлению, о котором знаю изнутри, а не понаслышке. Ну, и еще один момент – один из самых важных – выбор даты – если быть повнимательней, то увидел бы  и мою работу под названием «казахские сказки»,

Главная цель искусства - не изменить мир, а изменить Человека.

которая отразила в себе мифологически- исторический контекст KZ, продолжая отчасти такие наши работы как − «Молчание ягнят»-2006, «Просто в клетке»-2003,

Главная цель искусства - не изменить мир, а изменить Человека.

«Узник»-2004,

Главная цель искусства - не изменить мир, а изменить Человека.

 

«Яйцеголовые на конвейере времени» -2007 и прочие произведения  арт –дуэта ZITABL, каждая из которых откликалась на реалии времени происходившие «здесь и сейчас».

В теме  были работы Сауле Сулейменовой, как ее мемориальный портретный циклтак и новые работы. Можно было заметить, что на выставке представлено большое кол-во портретов. Для “треугольника”− Живые Люди были огромной ценностью, каждый из которых самостоятельное произведение. И здесь ты режешь по живому.  

Главная цель искусства - не изменить мир, а изменить Человека.

Что же в итоге  увидел  и о чем  поведал наш респондент  арт-сообществу?

О самих работах? – нет.  Но зато узрел и вычленил:

  1. Антиевропейскую подачу работ, рожденных в условиях разваливающегося совка.
  2. Кинул камень в эпоху конца 60-х, назвав их неудачниками, не справившимися с системой.
  3. Выискал  в итоге конформизм.

Так автор пишет: «известно, что данное движение оказалось в результате провальным, так как особых изменений в экономической модели общества не последовало. Подачкой власти для бунтующей молодежи стало то, что ей предоставили ту самую свободу нравов, а во всем остальном – указали на место, дескать, «поигрались и довольно».Таким образом аура 1960-х, метаморфировав во времени и пространстве, создала в Казахстане повестку “Треугольника”. Как у хиппарей, их современников, она строилась на могиле 1960-х и сводилась к немного наивным лозунгам вроде «Свобода! Любовь! Искусство!». В то время как Кулик в России лаял и кусал посетителей выставок, олицетворяя человека в ультралиберальной системе, а Бренер на Красной площади в боксерских трусах и перчатках вызывал Ельцина на бой, художники “Треугольника” брились налысо, жили на даче, пели песни под гитарку, рисовали и сопротивлялись соцреализму, который и поныне не намерен умирать как в том анекдоте про старого Рабиновича ответившего «не дождетесь!» на вопрос о его здоровье.» 

Здесь извращенная цитата из воспоминания Алмы Менлибаевой о сокровенном куске своей жизни  треугольного периода, вырванная из контекста выглядит издевкой, а последняя реплика  о Кулике и Бренере, вообще меня рассмешила, ей богу! Не говорю уже о камне, брошенном в 60-е. Эпоху, изменившую мир ментально! На лицо  незнание фактов:  первые движения радикального крыла актуального московского искусства — Бренера и Кулика относятся к 1992 году. Кусались товарищи, рвали и метали, пили кровь и бегали нагишом, мастурбировали и кликушестволвали, зарабатывая свои очки и баллы, вырабатывая свои карьерные стратегии и тактики, прорывались в международный контекст этого пресловутого арт-биза…

А в 1989 -м Саша Бренер жил еще в Алма-Ате. Дружил с Рустамом Хальфиным и Лидой Блиновой. Преподавал литературу в школе и изучал в архивах  наследие художника Сергея Калмыкова. В этот год я заканчивала театрально-художественный институт и,  сделала свою дипломную работу – поэтический календарь, к которой Нупис написал свои стихи. Саша часто наведывался к Нурлану в гости вместе с  искусствоведом Назипой Еженовой. К сведению, тогда он был еще далек от Актуального Искусства. Его прыжок состоялся позже. А я тогда я еще не знала всех “зеленых”, общалась с Саулешей и Алмушей, но уже была наслышана об их первых выставках. Роль и значение «Треугольника» описал И.Полуяхтов в своем эссе «Форма: Треугольник. Цвет: Зеленый. Свобода от истории и этнографии. Литера А»

http://www.hippy.ru/f41.htm

 

  1. И тут наступает кульминация заметки новоявленного куратора и художника, решившего заявить о себе данной заметкой, откликнувшейся в сердцах лайкнувших и прокомментировавших соратников его тусовки, давших ему возможность поработать над среднеазитским павильном на венецианском биеналле:

Как же, выставка ведь открыта 16 декабря! Потому мы и помянули на открытии погибших  минутой молчания и молитвой буддисткого монаха и нашего друга Алексея Шмыгли.

Главная цель искусства - не изменить мир, а изменить Человека.

В данном случае – случилась неслучайная случайность. Спонтанно мы собрались в этом месте, где нам предоставила в дар на  несколько недель выставочное пространство ее хозяйка − Карлыгаш Чубакова, как   пишет Аятгали – «с эксцентричным» названием − «Белый Рояль».   

И слова Леннона о любви сегодняшнему поколению в его лице кажутся «наивными». Наивен Хальфин, призывавший объединить своим глиняным колоссом ₁ разъединенное арт-сообщество, приводивший мне в беседе цитату Алана Георгиевича Медоева: У палеонтологов есть понятие «Большая загонная охота на крупного зверя, например на мамонта. В ней участвуют все люди племени. Понятно, что в данном случае под мамонтом мы имеем в виду большое искусство».

Главная цель искусства - не изменить мир, а изменить Человека.

Что же происходит на самом деле после смерти мэтра казсовриска?  Арт-комьюнити разложилось на тусовки, каждый из которых смотрит друг на друга, как на конкурента, а не  как на сотворца, борясь за место под солнцем…

К сожалению,   прискорбно бесчувствие нашего критика −  не заметил ни одной работы, не описал и не почувствовал треугольный  дух.  

Не знает или подзабыл  о радикальных высказываниях Каната Ибрагимова, идущего по следу Бренера, который, до сих пор  находится в теме и высказывает свои жесткие мнение  по всем животрепещущим вопросам. Плюется на коллег  по цеху, принимая их за «калек». Тут необходимо заметить, если бы Канат был чистоплотнее по отношению с людьми, его бы мессаджи были б только круче.

Надо отметить, что многие чувствовали себя также неуверенно и неуютно в те годы, как и ты.  Сейчас я собираю книгу под названием − «Арт-Атмосфера Алма-Аты», в которой я пытаюсь осмыслить вместе с героями книги время постперестроечных десятилетий.  Одной из своих  задач я вижу наладить − “времен связующую нить”₂  между  разрывом поколений. Но «племя младое»₃ с  циничным  снобизмом  и тинейджерским высокомерием пока лишь морщится и мнит себя первопроходцем.

 Здесь фраза Кьеркегора из «Страха и Трепета», ниспосланная философом Жанатом Баймухамедовым на ленте фб-шных новостей, вписывается безупречно:

Что бы одно поколение ни узнавало от другого, но то, что является подлинно свойственным человеку, ни одно поколение не узнаёт от предыдущего…

Таким образом, ни одно поколение не научилось у другого любви; ни одно поколение не сталкивается с более лёгкой задачей, чем предыдущее поколение; каждое поколение начинает с начальной точки, а не с какой-либо другой… В этом отношении каждое поколение начинает с примитива, его задача не отличается от той, которая стояла перед любым другим из предшествующих поколений. Новое поколение также не идёт дальше, за исключением тех случаев, когда предшествующее поколение перекладывает на его плечи свою задачу и вводит в заблуждение.

 

Из переписки с Натальей Скуратовской:

Когда у людей есть шанс ухватить столько внутренней свободы, что хватит не только себе на всю жизнь, но и с окружающими будет, чем поделиться. А Аяигали родился «не там и не тогда» − и жизнь его стала «борьбой за место под солнцем» (которое рано всходит надо всеми) и самоутверждением по поводу и без...

И тут он смотрит на форму и пытается всё классифицировать и разложить по знакомым ему полочкам, пытается измерить искусство соответствием авторитетным для него стандартам или политическим эффектом, и не понимает, что главная цель искусства — не изменить мир, а изменить Человека.

Главная цель искусства - не изменить мир, а изменить Человека.

 

На обсуждении выставки  Назипа Еженова цитировала фрагмент из книги  Василия Кандинского «О духовном в искусстве» и говорила о треугольнике как о форме, где путь одухотворения материи завершается на  его вершине,  сравнивая понятия  духовного треугольника Аль Газали, где три вершины символизируют три состояния духовного искателя это “илим”,” хал”,  “амал” знание, дух, состояние: “ И такой вот странный извилистый путь  соединения духовной эзотерической мысли востока  и метафизики авангарда  начала 20 века  создают пространственно- временной континиум выставки, правда слабо артикулированный  из-за  недостатка  времени. Так же она добавила: 

− Эта выставка произошла в традициях «треугольника» без официоза, денег, обязательств и обязанностей, за которой стоит не  тема дискурса власти, и тем более не полититка, а  неслучайная  случайность оказаться в этом месте и в это время,  за которым стоит импульс  творчества, радость общения, мобильность и готовность  работать  и встречаться, несмотря на  разные судьбы у частников группы – успешные и драматичные, что дает повод собраться  через  N-ное кол-во  времени и  выдать нечто неожиданное.

Она однозначно вызвала интерес и стала событием для нашего города. 

 

₂ Глинянный колосс — «Глиняный проект»  Р. Хальфина Фигура расчлененного героя — метафора разобщенности людей в сегодняшнем мире, и в частности, нашего художественного сообщества. Она призывает к консолидации, к осмыслению ситуации и выработке стратегии, которая могла бы достойно представить Казахстан международному культурному сообществу».

 

⁴ А.С.Пушкин – «Вновь  я посетил»

P.S. в чт на закрытии выставки состоится музыкально-поэтический вечер в районе 19 00! приходите!http:

здесь репортаж с закрытия выставки: //www.artparovoz.com/v2934

Теги: креатив , культура , орда

Читайте также

4 комментария

52 ZITTA
13 января 2014, 04:01