Обратная связь
×

Обратная связь

Главный Бог Ж и з н и ГУЛЬФАЙРУС МАНСУРОВНЫ ИСМАИЛОВОЙ .

    16 мая 2013 в 15:51
  • 0
  • 1733
  • 0
  • 0
  • 1733
  • 0

 

Главный Бог Ж и з н и ГУЛЬФАЙРУС МАНСУРОВНЫ ИСМАИЛОВОЙ .

Печальная весть.

На 86-м году жизни ушла из жизни  звезда казахстанского искусства, народный художник РК,  Гульфайрус Мансуровна Исмаилова.

Она была и остается   национальным достоянием и гордостью нашей Родины.

И, лично для меня, с просмотров репродукций именно ее картин в самом сердце детства, формировалось это понятие.

 Эта  красивейшая женщина, актриса и народный художник РК, с невероятной сказочной  судьбой, наполненной  загадками ее личной биографии неразрывно переплетенной с драматичной историей родной земли, которые  раскрылись только под конец ее  яркой жизни, такой насыщенной и переполненной, безусловно  родилась под счастливыми звездами. 

Именно про такого масштаба личностей и говорят – она отразила целую эпоху и воплотила собою образ советской женщины-казашки,  ставшей первой  профессиональной художницей и деятелем искусств, наряду сБибигуль Тулегеновой и Айшой Галимбаевой.

Невозможно обойти стороной ее замечательные кинороли в фильмах, ставшими классикой советского и казахского кинематографа, запечатлевшие  ее юной, таких как: Тыгрена в "Алитет уходит в горы" (1949) –  молодой в роли Ботагоз в –ф-ме «Ботагоз» (1957) и уже зрелым мастером в роли

Главный Бог Ж и з н и ГУЛЬФАЙРУС МАНСУРОВНЫ ИСМАИЛОВОЙ .

Аягоз в "Кыз-Жибек" (1971) благодаря таким прославленным  режиссерам как Марк Донской, Ефим Арон иСултан Ходжиков.

 Когда впервые, еще ребенком я слышала из ее уст такие слова, как сиена жженая или  натуральная или умбра или же ультамарин, то мне казалось, что со мной говорит какой то Маг или Алхимик в виде моей тети, так вкусно и заражающе она рассказывала о происхождении и минеральном составе  каждой из красок. А когда она говорила о любимых художниках – Рубенсе, Эль Греко, Веласкесе, Ренуаре, Врубеле, то она говорила как будто не о простых смертных, а о великих Богах.

В своем творчестве она была необычайно искренняя,  и в то же время, глубоко профессиональна. Ведь она, унаследовав из рук в руки традиции русской живописи, в1949 г. окончив Алматинское художественное училище, где ее учителем был  A.M.Черкасский. А в 1956 г. - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, где ее любимейшим учителем  был Михаил Павлович Бобышев, который был близок творческому объединению «мироискуссников».

Мастерски владея реалистической школой, она  в свой неповторимый почерк внесла  мощный оттенок экспрессии,  используя лучшие приемы от своих божественных учителей, писала широко и пастозно, используя   богатейшую цветовую палитру, подобную россыпи драгоценных камней- самоцветов.

За хрупким обликом казахской красавицы  с огромными, всегда как будто удивленными  глазами(как будто бог их сделал такими большими, чтобы она увидела как можно больше «света» и «цвета») скрывался сильный характер, огромное упорство и удивительное  трудолюбие.

 

 И что бы она ни делала,  и за чтобы она не бралась, все получалось  безукоризненно, артистично и высокопрофессионально. Вспоминается знаменитый  цикл   портретов своих современников и легендарных предшественников, героев своей страны, среди которых портреты писателя Мухтар Ауэзов(1969), «Портрет Куляш Байсеитовой» (1962),

Главный Бог Ж и з н и ГУЛЬФАЙРУС МАНСУРОВНЫ ИСМАИЛОВОЙ .

«Портрет А.Кастеева» (1967), поэта Олжаса Сулейменова, певицы и подруги  Бибигуль Тулегеновой,  и др.

В начале 1970-х стала главным художником Казахского государственного театра оперы и балета им. Абая. Это было еще раз впервые, чтобы женщина бралась за такую физически тяжелую и ответственнейшую работу. Среди театральных постановок, оформленных Гульфайрус Исмаиловой, зрителю запомнились спектакли «Биржан и Сара» М. Тулебаева, «Трагедия поэта» Г. Мусрепова, «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Ер-Таргын» Е. Брусиловского, «Жумбак-кыз» С. Мухамеджанова, «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, «Алпамыс» Е. Рахмадиева. Все это – этапы в жизни казахского Театра оперы и балета и, конечно же, вехи в истории казахской культуры.

Именно там она впитала в себя любовь к классической оперной музыке. Ее любимыми композитарами были Джузппе Верди,  Петр Ильич Чайковский, Еркегали Рахмадиевч  Рахмадиев и Евгений Григорьевич Брусиловский .

Главный Бог Ж и з н и ГУЛЬФАЙРУС МАНСУРОВНЫ ИСМАИЛОВОЙ .

эскиз костюмов  к к.ф. «Кыз-Жибек»

А в 1971 г. она становится первопроходцеми в этой области, первой в истории нашей страны женщиной, художником-постановщиком эпического фильма С.Ходжикова  «Кыз -Жибек» и получает за него награду на за лучшее оформление художественого фильма на V Всесоюзном  кинфестивале в Тбилиси. Где по словам художницы случился такой смешной конфуз, когда члены жюри зачитали ее имя, то произнесли ее как мужское — Гульфайрус Мансурович Исмаилов, не предполагая, что эту работу могла осуществить женщина! 

Несколько лет  она возглавляла в Доме Дружбы комитет по защите мира вместе с композитором Газизой Ахметовной  Жубановой и была послом Мира, общаясь с  великими художниками и писателями со всех сторон света, приезжавшими в Казахстан. 

 

И самым главном  Богом было ее жизни было ее величество Искусство, которому она беззаветно служила, отдав ему лучшие годы своей жизни,  силы  и здоровье.Она стала так же первой в Казахстане женщиной, 

Она то  - знала, что никакого компромисса быть не может.

Но как ей удавалось самой, при этом, быть  преданной женой  великого художника  и матерью достойного  сына Вадима Евгеньевича  Сидоркина — продолжателя традиций?

Главный Бог Ж и з н и ГУЛЬФАЙРУС МАНСУРОВНЫ ИСМАИЛОВОЙ .

Вместе с  супругом, художником Евгением Матвеевичем Сидоркиным  они составляли красивейшую интернациональную художественную пару знаменитую на весь Союз! Их творческий дуэт соединил и взаимно обогатил две культуры – казахскую и русскую.

Главный Бог Ж и з н и ГУЛЬФАЙРУС МАНСУРОВНЫ ИСМАИЛОВОЙ .

Евгений Матвеевич Сидоркин (1930-1982)

Верность и память о нем она бережно пронесла через всю свою жизнь.

На мой вопрос: «Вы влияли друг на друга?» она отвечала–« Конечно. Ведь над многими вещами вместе работали. Поэтому я и говорю нашим почитателям и журналистам — держите нас  вместе!»

Сейчас когда переориентированы все ценности, творчество Гульфайрус Мансуровны остается любимым многими людьми и несколькими поколениями, потому что в нем было так  много света, тепла и радости и  потому что оно рассказывало о судьбе  ее народа .

Это правда, что такие личности рождается раз в сто лет на стыке переломных эпох.

И никогда не забуду ее  волшебного тембра, бархатный голосок так много раз, утешавший меня по телефону в наших доверительных беседах, ее  очаровательный смех и ее удивительные глаза…

 

Зитта Султанбаева

Теги: вне потока , культура , кино , фото , орда

0 комментариев

54 ZITTA
16 мая 2013, 15:51