Обратная связь
×

Обратная связь

ВСПОМНИТЬ ВСЕ!

    25 декабря 2016 в 19:03
  • 6,4
  • 933
  • 0
  • 6,4
  • 933
  • 0

Пришла печальная весть, 24 декабря, в ночь, ушел из жизни виднейший казахский/тюркский ученый-фольклорист и удивительнейший Человек - Едыге Даригулович Турсунов.

ВСПОМНИТЬ ВСЕ!

Едыге Турсунов — вид­ный ученый, филолог-фольклорист, автор книг и статей, среди которых такие, как «Генезис казахской бытовой сказки», «Древние типы носителей ка­захского устного творчества», ставшие классикой нацио­нальной науки об устном на­родном творчестве. Его труды до сих пор остаются недосяга­емыми по широте охвата и по научной методологии: ученый взял лучшие достижения оте­чественной классики Лосева, Мелетинского, Проппа и, соотнеся их с отечественны­ми, национальными достиже­ниями, создал свою новую концепцию происхождения ви­дов и жанров фольклора»

Кайрат Жанабаев

ВСПОМНИТЬ ВСЕ!

Е.Д.Турсунов, 2013 г., фото А.Акмуллаева

На вопрос, с чего началось его увлечение фольклором, этот радостный человек, голубоглазый казахский интеллигент, под­бирая слова, будто взвешивая их на ладони, поведал мне ис­торию своей жизни, так похо­жей на сказку или легенду, в которой были по законам жанра и Добро, и Зло, и Смерть, и Воскресение, и свет побеждающей истины!

На самом деле в этой истории, ко­торую рассказал мне Едыге Турсу­нов, была заложе­на огромная по­требность казахс­кой интеллигенции первой волны вос­становить тради­ции своей культу­ры в контексте того времени, ког­да на корню пресе­кались любые по­пытки националь­ного самосознания и осмысления, время выдвинуло именно этого че­ловека, который сделал невозмож­ное. Он, в ком пульсировала кровь древнего и знатного рода, берущего свое нача­ло в глубине ве­ков, своими тру­дами помог вер­нуть народу не столько этногра­фический аспект истории и культу­ры, а, прежде все­го, генеалогичес­кую память, под­робно проследив этногенез казахс­кого народа за много тысяче­летий до его возникновения и образования как этноса.

ВСПОМНИТЬ ВСЕ!

О себе: родился в г. Актюбинск 10 августа 1941 в семье филолога-русоведа Даригула Турсунова (Абенова) и зоолога Халиды Закировны Вагаповой.

Кандидатскую степень зав, сэри и жырау».щитил в 1973-м книгой «Генезис казахской бытовой сказки». В 2003-м году защитил докторскую диссертацию по теме «Возникновение бак­сы, акыно

НАЧАЛО

ВСПОМНИТЬ ВСЕ!

1-ый курс КазПИ,июнь1960 г.

«Мой приход в фольклорис­тику произошел по воле слу­чая. Я сдавал свою первую сессию в педагогическом инсти­туте и стал невольно источни­ком информации среди наших студентов.

После того как я сдал все эк­замены на «отлично», меня за­метила зав.кафедрой русского языка Нина Сергеевна Смир­нова, принимавшая экзамены. Она предложила мне зани­маться фольклором и дала тему. Поскольку я учился на русско-казахском отделении, то, изучая сказки обоих наро­дов, обнаружил в них сход­ство, только именно казахс­кие удивили меня своим бо­гатством и разнообразием. Я написал свой первый научный труд «Казахская сатиричес­кая сказка», в котором с пыл­костью юношеского максима­лизма доказывал на примере фольклора преимущество ка­захских сказок перед други­ми. Доказывал, что казахи — не менее развитый народ, чем другие, если не больше. Эту работу я отнес тогда Смирно­вой. Через месяц, встретив меня в институте, она рассме­ялась.

Вскоре она дала почитать мою работу доктору филоло­гических наук Митрофану Семеновичу Сильченко и ас­пиранту Жене Костюхину. При встрече они посоветовали мне почитать книги ис­следователей за­падно-европейс­кого фольклора, русского и казахс­кого и других народов бывшего СССР.

— Почитай, а по­том мы с тобой встретимся и пого­ворим, хорошо?

ВСПОМНИТЬ ВСЕ!

«ЗОЛОТАЯ ВЕТВЬ»

И первой книгой из этого списка была книга Д.Фрезера «Золотая ветвь». Я погрузился в необыкновенно интересный, совершенно изуми­тельный мир . Эта книга так увлекла меня, что я читал ее запоем три-четыре дня подряд. Так началось мое увлечение фольклором, кото­рое не проходит и по сей день.

СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ ВЗЛЕТ

ВСПОМНИТЬ ВСЕ!

Через два года после окон­чания института я был принят в Институт литературы и искус­ства младшим научным со­трудником. И уже через год я издал свою первую книгу «Ге­незис казахской бытовой сказ­ки». Эта книга была построена на основе материалов эпохи ниж­него, среднего и верхнего па­леолита. Это та эпоха, которая вол­новала меня больше осталь­ных. А еще через три года я издал книгу «Қазақ ауыз әдебиетін жасаушылардың байырғы өкілдері» («Древние типы носителей казахского устного творчества»). Она была пред­ставлена мной к защите док­торской, которая так и не со­стоялась в силу сложившихся роковых обстоятельств и при­чин...

ВСПОМНИТЬ ВСЕ!

Апа и Ата Едыге

БАЙСКИЙ ВНУК

Я вынужден был долгое время молчать, так как был байским внуком. В то время об этом не говорили, потому что память о времени репрессий была еще свежа.

А я был внуком знаменитого бая Абена. Он обладал сказоч­ным богатством, о котором хо­дили легенды. У него было 18000 коней. Для сравнения: у хана Аблая было 5000 коней. И при этом он щедро разда­ривал свое богатство направо и налево.

По рассказам моего отца Турсуна, в то время свиреп­ствовали два джута, которые унесли огромное количество скота, а скот Абена не только не погиб, но, напротив, все возрастал! Почему, спросите вы?

ВСПОМНИТЬ ВСЕ!

ОДИНОКИЙ ПУТНИК

В давние времена на моего прадеда навалилась напасть. Он потерял всех своих сы­новей. Лишился скота. У него остались лишь пара сапог и один баран. И вдруг на старо­сти лет его жена вновь забе­ременела и вскоре родила ему сына. Тогда он обратился к мулле с просьбой спасти его единственного сына и помочь сохранить его в живых. Мулла ему сказал на это: «Дождись возле своего дома первого случайного прохожего и по­проси его дать имя твоему сыну, затем прочитать над ним молитву». Почти до вечера мой прадед прождал у дороги, ког­да вдруг увидел очень спешив­шего путника. Он поведал ему свою просьбу, обещая за ее исполнение отдать взамен пос­леднее, что у него есть. Пут­ник не сразу согласился. Поев жертвенного мяса, забрал са­поги и нарек мальчика Абеном. После этого почитал над ним молитву, в которой и пожелал в будущем процветания, нео­быкновенного роста скота. Также он предсказал, что у по­томка Абена скота будет по­меньше, а у следующего в роду никакого скота и вовсе не будет, но все его внуки и правнуки уцелеют.

Прошло много лет, и пред­сказание путника исполнилось. К власти пришли «красные» и ста­ли охотиться за знаменитым на весь Казахстан баем Абеном. Он был не только скотоводом, но также и промышленником, имел две шахты по добыче угля, цветного металла и зо­лота. Вскоре началось время мытарств и скитаний. От вер­ной смерти спасло только то, что они все время кочевали из Оренбур­га в Актюбинск, в Кызыл-Орду, в Пржевальск, во Фрунзе, в Душанбе, в Ташкент и т.д.

МОЙ ОТЕЦ

ВСПОМНИТЬ ВСЕ!

На фото Абдурахман и Халида,22.12.34

Мой отец Даригул, которо­му тот путник предсказал, что он всего лишится, скитался из города в город. Затем он за­щитился в Москве. Дело в том, что ему нельзя было заниматься ничем, кроме русского языка, чтобы не навлекать на себя излишнего внимания. Но и в этой науке он оказался первым человеком, который впервые осознал значение родного языка... Тогда же он впервые создал методику русского языка для ка­захов. Он стал профессором, доктором педагогических наук, заведовал кафедрой русского языка сначала в ЖенПИ, а позже в КазПИ. Его труд оказал огромное влияние, и только после него в СССР вспыхнула волна исследова­ний, подобных изысканиям Турсунова. Это был необыкно­венный, удивительный чело­век. С детских лет приобщал он нас к истокам казахской культуры. Я заслушивался его рассказами о Магжане Жумабаеве, Ахмете Байтурсынове и всей алашординской интелли­генции, составлявшей цвет и гордость нации.

СТРАНСТВИЯ

ВСПОМНИТЬ ВСЕ!

О времени своих экспедиций Едыге Турсунов рассказывает с особой страстью и оживле­нием. Он вспоминает это вре­мя как одно из самых лучших мгновений в своей жизни. Вы­нужденное молчание о своем прошлом, душная атмосфера института, и наряду с этим присутствовавшая в нем страсть к исследованиям и от­крытиям толкали его в далекие странствия по всей территории бывшего Союза.

Экспедиции он осуществлял за собственный счет и исклю­чительно за время своих отпус­ков.

С энтузиазмом первопро­ходца по крупицам, по кро­хам, по каплям он собирал драгоценную информацию, засиявшую впоследствии изу­мительными россыпями в его книгах, статьях, которые он продолжал издавать, несмот­ря ни на что.

БЕДА

Она пришла средь бела дня, как гром среди ясного неба, в самом расцвете его творчес­ких сил.

После новогодних праздни­ков, 3 января 1984 года, он взял свою диссертацию и, ос­тавив портфель в отделе, на­правился в гостиницу «Иссык» к своему знакомому киргизу-фольклористу. «Последнее, что я почувствовал, был тяже­лый удар, обрушившийся со всего размаха на мой затылок.

Я находился между жизнью и смертью, видел иной мир, какие-то мелькающие силуэты людей, слышал их непонятную речь, тогда я подумал — а ведь я ухожу в тот мир, — подумал и вернулся!

Больше месяца я лежал без со­знания, и никто из врачей не гарантировал, каким же может быть исход. Когда я пришел в себя, я не мог понять, что со мной случилось? У меня был пробит череп, вспорот ножом живот, не работала правая часть тела, я лишился дара речи. И самое страшное — у меня катастрофически все ис­чезло из памяти. Я забыл даже имена своих родственников».

Сестра Едыге Камарья Тур­сунова, вспоминая то время, говорит: «Он всегда ходил в сопровождении свиты — чело­век 15. Все его ждали, звони­ли ему, искали, но когда это случилось, кроме родных, ря­дом не оказалось никого. Все думали, что ему пришел ко­нец».

ЗАВИСТЬ

Теперь известно его имя. Это человек, который всегда был со мной. Мы учились с ним в одной группе. Когда переехали мои родители в Алма-Ату, он все время у нас был. Через три года после защиты кандидатской я представил докторскую диссертацию книгой. У меня было пять или шесть обсуждений моей диссертации. Ни у одного претендента не было так много обсуждений. Мне неявно чинили препятствия, но на ученых советах никто не выступал против. Я этому человеку его кандидатскую продиктовал процентов на семьдесят, в академию его провел, и мы там вместе работали с ним бок о бок. О том, что имелась какая-то зависть с его стороны, я и понятия не имел. Он жив и стал очень «большим и важным» человеком. Живет и работает в Астане.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Когда я пришел в себя, первым делом отказался от всех лекарств. Таблетки прятал в карман и горстями выбрасывал их в ведро. Постоянно проводил все свое время по боль­ницам. Так как не мог ни с кем говорить, я никому не был интересен, и каждое утро, пос­ле завтрака, отправлялся гу­лять по городу один. Так я до­ходил до самой окраины горо­да и делал огромный круг, при этом все время упражнял свои непослушные пальцы и при каждом случае читал молитвы. Молился всегда. Однажды я почувствовал, что мой палец зашевелился. Так ко мне по­степенно возвращалось мое сознание, движение, память. Но по-прежнему я не мог го­ворить. Побывал у трех народ­ных лекарей, и они обнадежи­ли меня, сказав, что, в конце концов, заговорю. Я научился писать левой рукой и продол­жил свою работу.

За время своей болезни я издал более десятка книг, изъясняясь с редакцией при помощи левой руки. И, слава Аллаху, в прошлом году у меня почти полностью восстанови­лась речь.

НОВАЯ КНИГА

ВСПОМНИТЬ ВСЕ!

Недавно в Астане вышла в свет еще одна книга Едыге Тур­сунова — «Возникновение бак­сы, акынов, сэри и жырау». Она была написана ученым 15 лет назад и является переиз­данием. Вот что говорит о ней сам автор: «Этот труд являет­ся моим переводом казахско­го оригинала, который я пред­ставил к защите в 1975 году. Интерес к книге был необы­чайный. Ее расхватали мгно­венно. Еще в 1975 году книга была распродана в течение одного дня, и теперь — тот же успех. Это переиздание помог осуществить перспективный молодой ученый, мой ученик и коллега Кайрат Жанабаев.

Я хотела бы привести несколько фрагментов из этой книги, иллюстрирующие основные ее темы, такие как истоки казахского этноса и возникновение слова «баксы».

http://doc.nlrk.kz/result/ebook_92/

«ИЗВИЛИСТАЯ ТРОПИНКА»

«Рассматривать историю казахского фольклора в отрыве от фольклора и истории родственных тюрко-монгольских народов нельзя, ибо, хотя казахская народность сформировалась как отдельный этнос в 15 веке, этногенез ее начался за много тысячелетий до этого времени (ОЭ.1968.316, Исмагулов, 1970). Как свидетельствует данные антропологии, археологии и истории, прототюркские, протомонгольские и прототунгузские этнические сообщества — древнейшие предки нашего народа — сформировались еще в неолите. Они возникли не на голом месте — корни их следует искать среди общин и родов более ранней эпохи — палеолита (древнего каменного века).

От этой эпохи до казахов протянулась извилистая тропа древней традиции, и порою эта тропа извивалась сложными узорами, пересекаясь с тропами других традиций, уплотнялась и расширялась, но никогда не прерывалась. В противном случае, не было бы современной культуры тюрко-монгольских народов, объединенной целым рядом специфических особенностей, отличающих ее от других народов мира».


«ИЗБРАННИКИ ДУХОВ»

ВСПОМНИТЬ ВСЕ!

«Согласно представлению, общему для шаманистов на всех континентах земного шара, шаманом может стать только человек, имеющий к этому склонность, проявляющуюся в особой болезни, называемой в этнографии «шаманской болезнью». У казахов человек, имеющий склонность к шаманству, видит во сне неких существ, которые предлагают ему взять в руки кобыз. Человек этот становится угрюмым, нелюдимым, начинает бояться окружающих, хотя больной большей частью сохраняет здравость ума. Затем наступает апатия, и видения начинают преследовать его почти постоянно. Считается, что болезнь неизлечима и прекращается, только если человек соглашается шаманить. Точно так же у бурят, мальчик которого избрали предки-шаманы, отличается особыми признаками. Он часто бывает задумчив, любит уединение, видит вещие сны, подвергается временами припадкам, впадая в бесчувственное состояние. Считается, что в это время душа его находится в обучении у духов...»


ВСПОМНИТЬ ВСЕ!

P.S. Сейчас мы c моим учеником Кайратом Жанабаевым работаем над новым изданием — энциклопедией мифологических терминов. Работа идет очень хорошо!

2010

P.S. 24 ноября 2016 года в Музее Искусств им.А.Кастеева состоялась презентация моей книги "Арт Атмосфера Алма-Аты", в которой принял участие и наш дорогой Едыге Даригулович Турсунов. Он был, как всегда бодрым, радостным и ничто не предвещало ни малейшего намека на его столько скорый уход...

ВСПОМНИТЬ ВСЕ!

http://horde.me/ZITTA/24-noyabrya-v-16-00-v-gmi-im-kasteeva-sostoitsya-prezentaciya-knigi-z_sultanbaevoy--asi-nurievoy-_a.html

Светлая память этому великому Ученому - филологу и фольклористу и удивительно Чистому и Честному Человеку с большой буквы!

Более полная версия интервью в книге З.Султанбаевой /Аси Нуриевой - "Арт Атмосфера Алма-Аты"

Ася Нуриева

Теги: орда , культура , вне потока , #ЕдыгеТурсунов , #Фольклористика , #Казахстан , #Zitta/Asya

0 комментариев

66 ZITTA
25 декабря 2016, 19:03