Обратная связь
×

Обратная связь

Рерих и карагандинки

    25 января 2012 в 18:43
  • 3
  • 442
  • 0
  • 3
  • 442
  • 0

В этом месяце после долгого ремонта в Караганде продолжил свою работу областной краеведческий музей. Поскольку люблю историю и искусство, не заглянуть туда не мог. Тем более, выдался и хороший повод – к открытию там разместили выставку картин Николая и Святослава Рерихов, привезенную из Москвы.

Правда, в самом музее выяснилось, что открыться-то они открылись, но вот начать полноценно работать еще не зарядились, а, может, они просто не ожидали чьего-либо интереса к своей работе. Взять хотя бы организацию – как выяснилось на месте, сама музейная галерея, выставка картин Рерихов, откуда-то взявшееся золото саков, в общем, чуть ли не каждый зал это отдельная экспозиция, где надо отдельно брать билеты. А в остальном все устроено чуть ли не по-семейному. Заходишь в гардероб, раздеваешься без всяких номерков, там же и обилечиваешься, а затем вперед, к искусству, а рядом все те же знакомые лица, вплоть до охранников. И непонятно в ком любопытства больше, в нас, посетителях, или в них. Музейные работники с таким видом взирали на нас, будто совсем уж отвыкли за время ремонта от гостей.
Я не самый лучший знаток живописи, тем более столь неоднозначной как у Рерихов, но посмотреть на оригиналы всегда интересно. Есть в настоящих картинах нечто делающее их отличными даже от самых точных репродукций. И пока я ходил, рассматривая все эти впечатляющие горные пейзажи, рассуждая с подругой о том, почему Рерих не использовал в своих картинах чистый красный цвет, народу в зале заметно прибавилось. Вот тут дремавший до этого экскурсовод вдохновился на проведение экскурсии.
И если сначала все было как-то тихо, скучно и довольно непонятно, то потом наш гид разошелся. Пришлось по-новому взглянуть на все картины и, надо сказать, это было интересно. Правда, в собравшейся экскурсии я выделялся белой вороной, а точнее вороном. Почему-то среди любителей искусства Рерихов преобладают женщины, из сильного пола я там был сегодня вообще один – если не считать музейных работников. Не знаю почему, но женщины к картинам Рериха явно не равнодушны. Чего стоит рассказанный экскурсоводом эпизод. Выяснилось, что за время пребывания выставки в Караганде уже начали происходить разные совпадения. Какая-то посетительница, увидев одну из картин, вдруг впала в экстаз – оказывается, она не знала раньше об этой картине, но недавно она видела сон с этой картиной и даже чуть ли не разговаривала с ней, а точнее с тем ликом, что просматривается в центральной горе.
Но нынешние любительницы Рериха были спокойней, рассуждения о цвете сменялись поиском разных планов, звучали вопросы к экскурсоводу. Правда, наши женщины почему-то так и не смогли угадать, о каких двух полюсах человеческой жизни рассуждал Святослав Рерих в своих картинах. Не помогла даже подсказка, репродукция триптиха с довольно-таки религиозной тематикой, где на центральной картине, в одну сторону вышагивали сосредоточенные конкистадоры, а на другой иступлено о чем-то молились фанатики. «Добро и зло?» — так звучал робкий ответ любительниц. Оказалось не совсем так, рыцари это были добрые разбойники, а фанатики являлись жестокосердными праведниками. Правильнее тут было бы говорить о противостоянии свободы с традицией. В конечном счете, получалось, Рерих советовал не забывать о мере в колебаниях между этими полюсами. Вполне в индийско-буддистском духе.
Довольные мы покидали музей, а снаружи подтягивалась очередная крупная порция посетителей, теперь студентов, а точнее студенток. Определенно, выставка картин Рериха вызвала интерес у карагандинок.

 

Теги: Рерих , Караганда , выставка , интерес , искусство , женщины , культура , вне потока

0 комментариев

973 Zaharia
25 января 2012, 18:43