Обратная связь
×

Обратная связь

Судьба сценариста?

    23 июня 2012 в 15:04
  • 4,8
  • 645
  • 21
  • 4,8
  • 645
  • 21

Есть на свете неблагодарные профессии, с этим, думаю, никто не поспорит. Некоторые из них грязные, другие попросту настолько тяжелые и малооплачиваемые, что кроме люмпинг-пролетариата за них никто и не берется – у тех просто выхода другого нет. Но я никогда не думал, что к подобным не шибко благодарным профессиям можно отнести и занятие сценарным делом.

Казалось бы, все чисто, красиво – сиди, твори, а твои идеи воплотятся на экране ли, на сцене, может быть и на радио. И даже если учесть вездесущую конкуренцию вместе со всеми ее особенностями, когда твои творения не слишком востребованы прочими культурными деятелями, все равно профессия сценариста вроде бы смотрится неплохо. Иногда ведь можно и потерпеть на пути к успеху — а такое здесь вполне возможно, некоторые ведь и Оскара получают, что никак не светит другим неблагодарным профессиям, вроде тех же чернорабочих. Только вот на этом пути в профессию сценариста слишком часто случаются различные «но», которые нередко вполне актуальны даже на самой вершине карьеры. И вот эти самые «но» как раз и делают сию профессию столь неблагодарной.

Причем в буквальном смысле, даже можно вспомнить тех же оскаровских лауреатов. Зачастую люди замечают только работу режиссера, главных актеров, иногда оператора. Сценарист же остается в тени, словно он и вовсе был непричастен к успеху фильму. Впрочем, это «но» одно из самых небольших среди имеющихся. Все становится куда более не смешно, если углубляться туда, где трудятся основная серая масса – бывает, и я этим занимаюсь, отсюда и почерпнутый опыт. Сценарии ведь нужны не только для большого кино, здесь есть и масса мелкой нудной работы, дающей определенные деньги. Это всякая реклама, порой свадебные фильмы и корпоративы, и прочая схожая мелочь. И одно из первых «но», это то, что вся эта мелочь изрядно забивает мозги, когда на восхождение к вершинам попросту не остается сил и энергии. Хотя надо признать, это свойственно почти все творческим профессиям. Другое дело, что здесь и деньги нормально получить не удается. Люди смотрят на сценарий, как на некий набросок, так сказать первичный план, не более того. И относятся к нему соответствующе – меняют, переписывают, попросту отбрасывают, а сценаристу сообщают, что его сценарий им не подходит. При всем при том, что новую свою вещь, будь то реклама или даже кино, они создали на основе все-таки переработки старого сценария, пусть он всего лишь и помог им понять некоторые ошибки.

В результате сценаристам приходится-таки осваивать азы бизнеса и юриспруденции, что окончательно выбивает творческий дух из всех этого. А что делать – без договоров чаще всего сценарист попросту останется и без денег, честное слово в таких сферах почему-то не работает. Да и дальше все не намного лучше – когда после долгих хлопот что-то, наконец, появляется на экранах, сценарист с этого чаще всего уже ничего не имеет. Ему выплачивают разовый гонорар и потом ему порой даже трудно доказать, что он вообще имел причастность к созданной вещи.

Результатом становится то, что теряется смысл самой профессии. Людей, которые могли бы сказать, что они занимаются одними сценариями даже еще меньше тех, которые называют себя «писателями». Почти везде и всегда здесь есть совмещение, когда сценарным делом попросту подрабатывают – и то если есть какие-то собственные нереализованные идеи. Потому совсем неудивительно, что в том же современном кино все чаще сценаристы это сами же режиссеры, что вполне понятно. С собой ведь всегда легче договориться, а идея в современном кино дело вторичное.

Теги: вне потока , культура , кино , сценарист , профессия , недостатки , особенности

21 комментарий

969 Zaharia
23 июня 2012, 15:04