Обратная связь
×

Обратная связь

Есть ли будущее у настольных игр в Казахстане?

    06 сентября 2013 в 19:19
  • 15,3
  • 300
  • 0
  • 15,3
  • 300
  • 0

Источник

В Казахстане появились первые задатки к развитию новой для нас сферы настольных игр. About.kz побывал на международной выставке «Детство-2013»

Расхожая фраза о том, что «вся жизнь — игра», определенно требует конкретизации со ссылкой на место и время. Так, прошедшая на Атакенте выставка «Детство-2013» (22-24 августа) доказала, что жизнь – это игра… настольная. На протяжении трех дней сотни озадаченных родителей вместе с не менее взволнованными детьми принимали участие в ряде игротек и спонтанных акциях от ведущих российских производителей и местных компаний. Не отходя от кассы, можно было опробовать и приобрести ту или иную игру. Один из самых крупных стендов принадлежал российской компании «Звезда» — крупнейшему производителю настольных игр и сборных моделей. Интеллигентный парень в очках ловко конструировал пластиковые модели, собирая вокруг себя праздный народ и тут же организуя игротеки на нескольких столах. Счастливого человека, превратившего свое хобби в работу, зовут Максим Верещагин, и он трудится в компании «Звезда» менеджером по маркетингу. Мы поговорили с ним о нюансах зарождающегося казахстанского и развивающегося российского рынков настольных игр.

Трудности роста

Максим, знаю, что вы в нашей стране не в первый раз. Что изменилось за прошедшие годы? Какие у вас впечатления от проходящей выставки?

— Заметил повышенный интерес со стороны казахстанцев к настольным играм по сравнению с прошлым годом. Людей, интересующихся настольными играми, стало больше и это видно по высокой посещаемости проходящей выставки. Те игры, которые мы привезли с собой, раскупили за пару дней, и это приятно.

Про казахстанский рынок настольных игр можно сказать, что он все еще на стадии становления. Если, к примеру, американскому рынку настольных игр порядка 60 лет, а российскому рынку около 10 лет, то вашему рынку и того меньше. Естественно, что на заре эволюции местного рынка, прежде всего, будут пользоваться популярностью семейные игры и пати-геймы, с несложными правилами и механикой. Тем более в Казахстане традиционно очень сильны семейные ценности.

Возможно, вопрос покажется некорректным, и все же – на сколько лет казахстанский рынок настольных игр отстает от российского?

— Российский рынок зародился в начале 2000-ых годов. Притом формированию рынка предшествовал выпуск миллионов плагиатов монополии и всяческих «ходилок», представлявших собой тонны некачественной макулатуры, расходившейся за копейки. На борьбу с подобным «трэшем» ушло еще пять лет, во время которых приходилось сдерживать отрицательные эмоции на вопросы по типу: «А это то же самое, что и монополия?» Но сегодня к россиянам уже пришло понимание того, что в природе существуют не только экономические игры.

Думаю, в Казахстане рынок будет развиваться намного быстрее, потому что перед вашими глазами уже есть наглядный опыт соседей, который просто можно перенять и адаптировать к местным реалиям. Мой прогноз оптимистичен: лет через пять-шесть казахстанский рынок будет представлять собой уровень сегодняшнего российского.

Планирует ли компания «Звезда» выходить на местный рынок?

— Заниматься прямым дистрибьюторством не планируем. Нам интересны оптовики, которые смогут закупать наш ассортимент и успешно его реализовывать. Конечно, хотелось бы, чтобы в Казахстане были представлены все наши игры от мала до велика. Но основной упор мы будем делать на признанные хиты и качественные новинки. Допускаю, что первое время еще неподготовленную аудиторию будут отпугивать высокие цены (прим. авт. – цены на настольные игры от компании «Звезда» варьируются от 3 до 15 тысяч тенге), но мы ручаемся за высокое качество нашей продукции.

И, тем не менее, даже в ваших играх порой встречается брак…

— Производство одной, даже не самой сложной, настольной игры включает в себя труд нескольких компаний и многих сотрудников. К примеру, в производстве игры «Цуро» было завязано четыре фирмы. Одной принадлежат права на игру, вторая приобрела у нее права на выпуск игры, третья изготавливает пластиковые компоненты, а четвертая — картонное поле и тайлы. Не стоит также забывать о работе команды переводчиков, верстальщиков и редакторов. Таким образом, производство настольных игр представляет собой сложную систему, в которой иногда возможен небольшой процент брака из-за наличия человеческого фактора. «Косяки» в наших играх попадаются, и мы это не отрицаем. Но мы всегда стараемся оперативно их исправить. Так, потребители, столкнувшиеся с бракованными деталями, могут написать нам письмо с вложенной фотографией неисправности – мы ее заменим. Если же в коробке с игрой чего-то недостает, мы просто доверяем покупателю и высылаем ему недостающие детали почтовой посылкой.

Самурайская доля

Сегодня на российском рынке представлены несколько крупных компаний, занимающихся разработкой и выпуском собственных игр, а также локализацией успешных зарубежных хитов. Но в вашей тесной семье есть всего пара десятков имен, которые постоянно на слуху в среде «настольщиков»: блоггеры, разработчики, менеджеры компании… Нет ли у вас ощущения, что вы все еще варитесь в собственном соку, посещая выставки, игротеки и фестивали друг друга? Если сравнивать российский рынок с тем же американским, или европейским, все это пока выглядит в большей степени любительством.

— Мы постоянно работаем на расширение нашего семейного пространства. Многие компании стараются не просто зацикливаться на собственных мероприятиях, но и участвовать в альтернативных. К примеру, мы недавно приняли участие в международной выставке компьютерных игр и электронных развлечений «IGames» в Киеве. Да, казалось бы, выставка посвящена компьютерным играм, но со стороны посетителей наблюдался огромный интерес и к настольным играм. А представители другой крупной компании — «Hobby World» — недавно вернулись с музыкального фестиваля «KUBANA», где не только слушали хорошую музыку, но и играли в настольные игры. Компания «Правильные игры» проводит игротеки в библиотеках, стараясь охватить читательскую аудиторию. И подобных примеров множество. Между нашими компаниями нет прямой конкуренции, так как, развивая рынок, мы, по сути, преследуем общие цели. Наша деятельность ведется в разных нишах, и если у кого-то традиционно сильны варгеймы (военные стратегические игры), то другие больше акцентирует внимание на пати-геймах. И вопросов из разряда: «Что лучше, пепси или кола», — просто не возникает.

Раз уж заговорили о варгеймах. «Samurai Battles» («Битвы самураев») получили в этом году престижную награду американской выставки «Origins Game Fair», став победителем в номинации «Лучшая Историческая Настольная Игра» по версии Американской Академии Художников и Дизайнеров Игровой Индустрии. Но, тем не менее, муссируются слухи о возможном свертывании «самурайского» проекта. Что случилось?

— Как вы знаете, игра позиционирует себя, как «две игры в одной коробке» и кроме игровой системы Константина Кривенко «Art of Tactic», рассчитанной для опытных «гиков», в игре представлена и более легкая в освоении система Ричарда Борга «Commands&Colors» для новичков. Вторая система вкупе с интересным для Запада самурайским сеттингом и позволила «Samurai battles» стать популярными в штатах. К сожаленью, на территории СНГ тема самураев мало интересна. Проект мы все равно не сворачиваем, но не будем развивать его в таких масштабах как раньше. Анонсированные ранее дополнения к игре, скорее всего, выйдут на американский рынок, обойдя российский. Причина в том, что тема самураев просто не популярна для жителей СНГ. К примеру, другой наш варгейм «Великая Отечественная» по той же самой системе «Art of Tactic» пользуется большой популярностью, так как тема Великой победы объединяет наши народы и традиционно близка для нас. 

Чем бы дитя ни тешилось...

Поскольку прошедшая выставка называлась «Детство-2013», мы не смогли не задать Максиму пару вопросов, связанных с проблемой воспитания детей и их взаимоотношений с родителями.

Миру настольных игр нередко противопоставляют мир игр компьютерных. Однако известно, что 80 lvl  — это практически 100% одиночество в личной жизни ребенка. Настольные игры действительно способны решить проблему возвращения детей в реальность или не стоит переоценивать их возможности?

— Не думаю, что эти два мира вообще способны заменить друг друга, скорее, лишь дополнять, шагая нога в ногу. В настольных играх весь экшн происходит в головах играющих и зависит от их воображения, компьютерные же игры, напротив, дают качественную и единую картину происходящего. С другой стороны, в настольных играх происходит реальное общение, то есть мы имеем пространство, которое не исчезает при нажатии клавишы «escape».

Наблюдая за проходящей выставкой, заметил, что родители на игротеках не всегда изъявляют желание поиграть вместе со своими чадами. Неужели игры стали такими сложными, что в них решается разобраться только ребенок, или причины кроются в ментальности, когда взрослые считают настольные игры чем-то несерьезным, детским и не достойным их статуса больших «дяденек»?

— Проблем разобраться с игрой, как правило, не возникает, следовательно, причина в стереотипном мышлении взрослых, которое мешает им полноценно участвовать в воспитании собственного ребенка. Зачастую взрослые думают, что настольная игра – это очередная игрушка, которую можно подарить ребенку, и он будет ей радоваться. Но любая детская или семейная настольная игра подразумевает именно семейный досуг, в который вовлечен как ребенок, так и его родители. Такие игры открывают новые возможности коммуникации внутри семьи и способствуют открытию новых черт в характере ребенка.

Есть ли будущее у настольных игр в Казахстане?

P.S. В заключение нашей беседы Максим поделился ближайшими планами компании «Звезда». Так, уже осенью выйдет новая игра по вселенной английского писателя Терри Пратчетт – «Ведьмы: Плоский мир». Игра уже печатается в Германии – ожидается соответствующее высокое качество. В скором времени состоится и локализация игры «Спартак» с дополнениями по одноименному сериалу. Для поклонников сериала с постсоветского пространства игра обещает стать бомбой. Ближе к концу года выйдет большое дополнение «Битва за Москву» к варгейму «Великая Отечественная». Примерно в это же время ожидается выпуск новой игровой системы «HotWar. Битва за нефть», моделирующий альтернативную историю человечества, и обыгрывающий возможный вооруженный конфликт между СССР и США во второй половине XX века. В начале 2014 года «Звезда» надеется выпустить локализацию тактической настольной игры «Mage Wars», объединившей в себе жанр карточной игры с миниатюрами. Помимо этого ожидается выпуск множества детских игр и забавных филлеров (быстрых и легких в освоении игр), среди которых отдельного упоминания заслуживают «Гонки ежиков».

Источник

Теги: дети , семья , игры , дополнять реальность

0 комментариев