Обратная связь
×

Обратная связь

Мертвая природа современного искусства

    30 января 2012 в 13:50
  • 8
  • 1069
  • 18
  • 8
  • 1069
  • 18

 Это Дэмьен Хёрст и его платиновый череп за 100 млн.

 

Вы бы хотели, чтобы ваши дети ходили в кукольный театр, куклами в котором служат насаженные на палец тушки только что умервщленных на их же глазах мелких животных – мышек, лягушек, цыплят? Если – да, то вы поклонник современного искусства.

Причем, животные обязательно должны быть умервщлены непосредственно перед представлением, потому что, по выражению автора – режиссера и кукловода – «минут через пятнадцать-двадцать их глазки тускнеют и животные теряют ощущение живости».

Научно-техническое развитие, кроме неоспоримой пользы принесла нашему обществу и уйму проблем, в основном, социальных. Если в конце девятнадцатого века люди убегали из зала от наезжающего на них с белой простыни черно-белого паровоза, то сейчас дети в компьютерных играх вовсю давят машинами виртуальных противников так, что кровища плещет на экран. Наши души с детства покрываются панцирем, коростой из безразличия и всезнания-всевидения. Нас трудно чем-нибудь удивить. Мы вообще разучились удивляться! Чем тут же и воспользовались деятели современного искусства, эпатируя и шокируя пережравшую насилия, смерти и секса публику. Чего стоит некий… назовем его «художник», который вспорол себе живот и рисовал кровью на стенах картинки (честно сказать, весьма посредственные), после чего умер. Или, раз уж разговор коснулся крови, «художник», переписавший собственной кровью конституцию Российской Федерации. Почему, спрашивается, Конституцию, а не, допустим, Уголовный Кодекс или Библию? Боялся, что крови не хватит? Еще один заперся в кинотеатре, зашил себе веки и начал рисовать что-то на приготовленных холстах (слава богу, красками), причем все происходящее транслировалось на наружнюю стену кинотеатра.

Примеров достаточно и именно это и пугает. Один из самых продаваемых современных скульпторов, работы которого «улетают» с аукционов за десятки миллионов долларов – Дэмьен Херст, прославившийся своими знаменитыми «формальдегидами» – законсервированными в различных емкостях трупами животных – шокирующими произведениями, наделенными художником неким глубоким филосовским смыслом. Например, одна из таких «скульптур» – плавающая в формальдегиде четырехметровая тигровая акула носит название «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Однако миллионы Херст «рубит» не с них, а со своих знаменитых платиновых черепов, инкрустированных бриллиантами.

Другой «любитель» мертвечины – Гюнтер фон Хагенс, получивший в народе прозвище Доктор Смерть – еще в 1977 году изобрел состав, с помощью которого пластифицирует (пропитывает жидким пластиком, заменяя на него жидкую составляющую тел живых существ) трупы людей и животных, а потом делает из них скульптурные композиции, выставляемые на выставках.  

Скульптура «Баллада Троцкого» итальянского художника Маурицио Кателлано, представляющая собой висящее под потолком чучело лошади, была продана за два миллиона долларов.

Похожая ситуация сложилась и в театре: чтобы привлечь молодежь в театр на «Гамлета», в одном театре, например, использовали такую рекламу: «Самый кровавый средневековый боевик: восемь трупов в финале!»

В авангарде современного театра стоит так называемая «новая» драма – драматический материал, написанный за последние десять лет. Отличительной чертой «новой» драмы является то, что, во-первых, пьесы написаны в стиле «вербатим», когда текст, записанный на диктофон, воспроизводится дословно – со всеми междометиями, жаргонными выражениями, матом, а также то, что, во-вторых, героями пьес обычно выступают «маргиналы» – наркоманы, геи, убийцы, проституки. Короче, тотальный депресняк и «чернуха».

Не стоит забывать, что «Люди, львы, орлы и куропатки…» чеховского Треплева для своего времени явились авангардной пьесой, в то время, как сам Чехов считался для своего времени представителем «новой драмы». Но Чехова ставят и сейчас, спустя сто лет, а будут ли спустя сто лет ставить ту же пьесу «Изображая жертву» братьев Пресняковых это большой вопрос.

Кинематограф отреагировал на современное искусство повальной любительщиной в виде так называемого «видео-арта», что можно наблюдать на примере ситуации самых просматриваемых в интернете самодеятельных роликов.

В литературе ситуация не лучше: чтобы заманить читателя авторы придумывают сюжеты, замешанные на сексе и насилии, а многие сильно не заморачиваясь просто детально и физиологично описывают процессы истязаний, изнасилований, убийств или самоудовлетворения.

«Натюрморт» переводится с латыни как «мертвая природа». Но сейчас этот с детства знакомый термин приобрел второе значение – с завораживающим сладковатым запахом разлагающейся мертвой натуры. И давно кануло в Лету выражение «бедный художник», потому что самовыражением и честностью в индустрии современного искусства денег не заработать.

Однако, есть и те, кто вместо того, чтобы «рубить бабло» на грамотном пиаре или «самовыражаться», не имея для этого элементарных знаний, просто по-настоящему выражает то, что чувствует и делает это умело. И по-настоящему радует, что есть люди, понимающие, что мало удивить или поразить человека, нужно научить его видеть красоту и реагировать на нее не чреслами и мозгом, а душой и сердцем. И еще больше радует, что есть еще такие Мастера и у нас. А лично меня радует то, что я знаком с этими людьми.

И пусть мы разучились удивляться, но ведь чувствуем мы по-прежнему и по-прежнему живем с ожиданием чего-то прекрасного. Главное помнить, что заставить человека сказать «Вау!» легче, чем заставить его заплакать. Потому что чувство удивление проходит через десять-пятнадцать минут, а чувство очищения искусством может оставаться на всю жизнь. И придет когда-нибудь понимание того, что то, что удивляет и поражает, не всегда может являться искусством.

 

А это несколько фотографий работ Гюнтера фон Хагенса:

 

Теги: культура

18 комментариев

187 bartek1
30 января 2012, 13:50