Обратная связь
×

Обратная связь

Ящик

    27 ноября 2012 в 11:17
  • 17,4
  • 274
  • 9
  • 17,4
  • 274
  • 9

В начале своего поста "Трюм (Посвящение Буццати)" я рассказывал о задании написать либретто для оперы на тему нелегальной иммиграции, данном мне моим другом композитором Артемом Кимом. Эта пьеса — результат. В немного сокращенном и переведенном на английский язык виде этот текст (конечно, с музыкой Артема Кима) был представлен на фестивале в Голландии. Видимо, я ничего не понимаю в музыке, потому что то, что получилось, на мой взгляд, ничем не отличалось от любого современного камерного произведения — сплошные крики и стоны вокалистов, писки струнных и духовых, гром литавр и… бешенные апплодисменты и крики «браво» в конце. Но, так или иначе, я приложил к этому руку. Не горжусь. Просто делюсь еще одним этапом своей литературной жизни.

 

 

На сцене четверо. Мим, Первый мужчина (М1), Второй мужчина (М2) и Душа (Д). На Душе что-то вроде древнерусского одеяния с длинными рукавами до пола с прорезями, через которые выглядывают кисти рук.

Герой стоит около ящика на перроне. Колеблется. Он одет в чёрную рокерскую майку с надписью, например, «Sepultura» или «Metallica».

М1. Двигайся!

М2. Вперёд!

Д. Куда?

М1. Ты был там.

М2. В детстве.

М1. Там красиво.

М2. Помнишь?

М1. Конфеты.

М2. Помнишь?

Д. Помню.

М1. Вкуснее ты не ел.

Д. Не ел.

М2. Двигайся!

М1. Вперёд!

Д. А она?

М2. Будет ждать.

М1. Дождётся.

Д. Одна?

М2. Напишешь.

М1. Двигайся! (Постепенно повышая тон).

М2. Вперёд!

Д. А она?

М1. Вернёшься.

М2. Будет ждать.

Д. А она?!

М1. Вернёшься.

М2. Дождётся. (К этому моменту уже почти кричат).

Д (стонет).

Мим мучается, держась за грудь и пытаясь заглушить этот стон.

М1. Потише!

М2. Милая!

Кричат это так, как можно в ярости крикнуть «Заткнись, сука!»

Может быть, М1 и М2 начинают петь что-то, наподобие «Поезд мчится, мчится поезд», заглушая стоны Д.

Мим садится в ящик. Начинается первое путешествие.

М1. Душно?

Д. Да.

М2. Плохо?

Д. Да.

М1. Тошно?

Д. Да.

М2. Страшно?

Д. Да.

Вопросы и ответы чередуются быстро, так чтобы создать подобие ритма идущего по рельсам поезда. Эти вопросы прокручиваются несколько раз, создавая иллюзию движения в поезде.

Поезд прибывает. Мим, тяжело дыша, вываливается из ящика. Душа, до того сжавшаяся и забитая, начинает понемногу приходить в себя.

М1. Красиво!

М2. Но не так!

М1. Как в детстве!

М2. Было красивее.

М1. В детстве всё красивее.

Мим ходит, осматриваясь. Душа, оправившись, весело напевает.

М2. Потише!

М1. Милая!

Душа продолжает петь.

М2. Кошмар!

Мим находит серую водолазку, одевает. С этого момента его движения становятся чуть более сдержанными, не такими порывистыми.

Должны проходить картины его жизни, которые со скучающим видом наблюдают М1 и М2. Звучит только Д.

М1. Тяжко.

М2. Скучно.

М1. Мало.

М2. Жизни.

М1. Двигайся!

М2. Вперёд!

Душа словно спотыкается и прислушивается.

М1. Помнишь?

М2. Подарки?

М1. Да.

М2. Оттуда?

М1. Да. И открытки.

М2. Помню. Красивые.

М1. Вперёд?!

М2. Двигайся!!!

Д. А она?

М1. Поймёт!

М2. Простит!

М1. Двигайся!

М2. Вперёд!

Мим, колеблясь, подходит к ящику.

Д. Душно!

М1. Свежо!

Д. Плохо!

М2. Хорошо!

Д. Тошно!

М1. Приятно!

Д. Страшно!

М2. Весело!

Мим встаёт в ящик ногами. Душа начинает плакать.

Д. А она?

М1. Простит!

М2. Поймёт!

Д. Одна?

М1. Плюнет!

М2. Забудет!

Д. Но, как же?

М1. Вернёшься!

М2. Простит!

Д. Но, всё же?

М1. Вернёшься!

М2. Поймёт!

Душа плачет. Плач громче, чем стоны в первый раз. М1 и М2, напротив, уже не так кричат, но всё ещё достаточно громко.

М1. Помолчи!

М2. Бедолага!

Может быть, опять что-то поют. Мим садится в ящик. Второе путешествие. Душа громко стонет. Мим корчится в ящике от удушья.

М1 и М2 спокойно переговариваются в ритме поезда, отвечая на реплики Д.

Д. Душно!

М1. Но дышишь.

Д. Плохо!

М2. Но едешь.

Д. Тошно!

М1. Но терпишь.

Д. Страшно!

М2. Но всё же.

Этот диалог повторяется несколько раз.

Поезд прибывает. Мим вываливается на перрон и приходит в себя немного дольше, чем в первый раз. Душа тоже постепенно приходит в себя. Мим встаёт и начинает осматриваться.

М1. Красиво!

М2. Но не так!

М1. Как на открытках!

М2. На открытках красивее!

М1. Открытки всегда красивее!

М2. Полиграфия!!!

Душа начинает петь.

М1. Помолчи!

М2. Бедолага!

Душа продолжает петь. Мим находит строгий светло-коричневый пиджак и одевает его поверх водолазки. С этого момента его движения становятся ещё более сдержанными. Должны проходить картины его жизни, которые со скучающим видом наблюдают М1 и М2. Звучит только Д.

М1. Тяжко.

М2. Скучно.

М1. Мало.

М2. Жизни.

М1. Двигайся!

М2. Вперёд!

Душа словно спотыкается и прислушивается.

М1. Помнишь?

М2. Фильмы?

М1. Фильмы. Красиво?

М2. Красивее, чем здесь.

М1. А питание?

М2. Здоровое.

М1. А в сравнении?

М2. Лучше, чем здесь.

М1. Значит, вперёд?

М2. Двигайся!!!

Мим в сильных сомнениях подходит к ящику. Душа в ужасе отстраняется от ящика. Сначала она почти кричит, но к концу диалога её реплики звучат всё тише и тише. М1 и М2, напротив, говорят спокойно, так что вначале голос Д звучит громче их голосов, а в конце диалога – тише.

Д. Нет!!!

М1. Что, жалко?

М2. Что, жизнь – зря?

Д. Нет!

М1. Наплюй!

М2. Забудь!

Д. Нет!

М1. Найдёшь!

М2. Другое!

Д. Нет.

М1. Такси!

М2. Кафе!

Д. Нет.

М1. Газоны!

М2. Стричь!

Д. (Почти шёпотом). Нет.

М1. Да!

М2. Не глупи!

Две последние фразы они говорят очень доброжелательно.

Д. Душно.

М1. Не страшно.

Д. Плохо.

М2. Не хуже.

Д. Тошно.

М1. Не очень.

Д. Страшно.

М2. Не слишком.

Душа громко плачет.

М1. Молчи.

М2. Дура.

Две последние фразы они говорят почти ласково.

Мим, терзаясь душевными переживаниями, влезает в ящик. Начинается третье путешествие. Душа громко плачет. Мим корчится в ящике от удушья.

М1 и М2 спокойно переговариваются в ритме поезда, отвечая на реплики Д.

Д. Душно.

М1. Потерпишь.

Д. Плохо.

М2. Привыкнешь.

Д. Тошно.

М1. Утрёшься.

Д. Страшно.

М2. Забудешь.

Этот диалог повторяется несколько раз.

Поезд прибывает. Мим вываливается на перрон и приходит в себя намного дольше, чем в первый раз. Душа тоже постепенно приходит в себя. Мим встаёт и начинает осматриваться.

М1. Красиво!

М2. Но не так!

М1. Там красивее!

М2. Врут фильмы!

М1. И сильно!

М2. Целлулоид!!!

Душа начинает напевать.

М1. Молчи!

М2. Дура!

Душа продолжает петь. Мим находит бежевые, почти белые, плащ и шляпу и одевает их. С этого момента его движения становятся ещё более сдержанными. Должны проходить картины его жизни, которые со скучающим видом наблюдают М1 и М2. Звучит только Д.

М1. Тяжко.

М2. Скучно.

М1. Мало.

М2. Жизни.

М1. Двигайся!

М2. Вперёд!

Душа словно спотыкается и прислушивается.

М1. Помнишь?

М2. Сон?

М1. Да.

М2. Помню. Красивый.

М1. Во сне всё красиво.

М2. Даже жизнь?

М1. Да. И не только.

М2. Как? И… это тоже?

М1. Да. Но – тсс.

М2. Тсс.

Почти шёпотом.

М1. Вперёд?

М2. Двигайся.

Мим в сильных сомнениях, очень усталый, подходит к ящику. Душа в ужасе отстраняется от ящика. Теперь она всё время кричит. М1 и М2, напротив, говорят монотонно и равнодушно.

Д. Нет!!!

М1. Почему?

М2. Из-за него?

Д. Нет!!!

М1. Так он простит.

М2. Так он поймёт.

Д. Нет!!!

М1. Вырастет – простит.

М2. Вырастет – поймёт.

Д. Нет!!!

Душа бьётся в истерике. Видно, что сейчас её уже не уговорить. Тогда М1 и М2 подходят к ней и завязывают рукава её одеяния вокруг неё, как рукава смирительной рубашки. После последнего «Нет!!!», один из них зажимает ей рот ладонью. Говорят равнодушно.

М1. Заткнись.

М2. Сука.

Мим с усилием втискивается в ящик. Начинается четвёртое и последнее путешествие. Душа с закрытым ртом может только мычать. Может быть, это какая-то мелодия. М1 и М2 равнодушно переговариваются в том же ритме поезда. Может быть, переставляют слова.

М1. Душно.

М2. И тошно.

М1. Плохо.

М2. И страшно.

М1. Сдохнешь.

М2. Не вспомнят.

М1. А вспомнят?

М2. Забудут.

Этот речитатив продолжается и продолжается до конца спектакля.

 

Конец.

 

Теги: вне потока , культура , музыка , театр , современная камерная муз

9 комментариев

219 bartek1
27 ноября 2012, 11:17