Обратная связь
×

Обратная связь

"Купит ли Ди Каприо «Кирпичи»?"

  • 51,5
  • 1462
  • 123

Республиканский деловой еженедельник «Бизнес и власть» опубликовал большое интервью с основателем и директорм Kaznetmedia Данияром Сугралиновым, посвященное недавно вышедшему литературному альманаху «Проза в сети»."Купит ли Ди Каприо «Кирпичи»?"

 

Стратегии роста

Купит ли Ди Каприо «Кирпичи»? 

Вышел первый номер литературного альманаха по произведениям с сайта Proza.kz. Выпустил его сооснователь компании Kaznetmedia и автор книги «Кирпичи» Данияр Сугралинов. Из беседы с ним я вынес одно: даже если все люди мира отворачиваются от писателя, то он продолжает писать. На их спинах.

Данияр, вы выпустили первый литературный альманах, как видите его дальнейшее развитие?

Мы хотели бы выпустить его на казахском языке также в бумажном варианте. Думаю, до конца года мы это сделаем. В следующем году оперативнее сработаем над новым выпуском, потому что все подводные камни уже известны. В январе редактор сайта Proza.kz Павел Банников начнет отбор работ для альманаха 2014 года. Единственное, мы учтем, что любое мнение субъективно, даже такого признанного мэтра, как Павел Банников. У меня есть идея, чтобы половину альманаха собирал он, а вторую отбирали сами пользователи сайта.

Путем голосования?

Пока механизм четко не представляю. Наверное, попросим всех желающих авторов выложить по одному собственному произведению, которое считают лучшим. А потом по этому списку устроим голосование, выберем 30-50 самых популярных, а на редколлегии сократим наполовину.

Получается, цели и задачи альманаха остаются прежними, будет меняться только механизм отбора? Только это вас смущает?

Он не столько меня смущает, сколько писателей. Я читал комментарии после выпуска альманаха, в кулуарах пообщались. На мой взгляд, схема с голосованием будет оптимальна. Павел будет отбирать для своей части, на его взгляд, самые высокохудожественные произведения, имеющие наибольшую литературную ценность. Авторы и читатели на Proza.kz смогут выбирать по принципу «нравится — не нравится» произведения для второй части. Не исключаю, что мы можем столкнуться с армией поклонников, недобросовестным продвижением, накруткой голосов. Чтобы избежать недобросовестной конкуренции, думаю, надо собрать редколлегию, которая из работ, набравших наибольшее количество голосов, выберет лучшие, на их взгляд, произведения. Кого будем привлекать в редколлегию, пока не знаю. Кинем клич по Казнету или добровольцев пригласим.

То, что происходит, такой эмоциональный накал в ходе выпуска альманаха, наверное, говорит о том, что проект нужен. Люди пишущие ищут признания, а на рынке остро не хватает сборников, которые бы доносили произведения до широкой аудитории.

Я как человек с экономическим образованием понимаю, что литературных сборников не хватает потому, что спроса нет, рынок в целом не развит. Не секрет, что большинство казахстанских авторов издаются за свой счет. Более или менее успешно в коммерческом плане у нас выпускаются только учебники.

В основном издательский бизнес и держится на учебниках. Соответственно как, на ваш взгляд, будет происходить развитие литературной среды? Или наши писатели должны дорасти до такого уровня, чтобы выпуски сборников стали коммерчески оправданными, или, наоборот, нужно инвестировать в выпуск подобных изданий, чтобы происходило развитие читательской аудитории, культура формировалась?

На мой взгляд, эти процессы неразрывно связаны между собой. Как бы сильно мы ни повышали качество выпускаемых книг, их содержание сыграет основную роль в вопросе: будет ли этот проект успешным? А чтобы содержание было достойным, важно писателям повышать свой квалификационный уровень. Если смотреть на мировой рынок, даже российский, то Джоан Роулинг — разве профессиональный писатель? Данил Корецкий — человек, пишущий трэшевые боевики, на самом деле ведь был полковником милиции. Или бывший врач Сергей Лукьяненко… Их книги, тем не менее, издаются миллионными тиражами, эти произведения экранизируют. Никто из этих писателей не считал себя таковым, выпустив первую книгу. Когда у нас возникла идея выпустить бумажный альманах, главным посылом было желание дать шанс авторам, публикующимся на Proza.kz, почувствовать себя писателями. Потому что ничто так не мотивирует, как произведение на бумаге, в книжном магазине.

Вы приводите примеры с состоявшимися авторами. В чем секрет успеха и самих писателей, и издательской индустрии? Можно ли этот опыт спроецировать на нас? Когда выпускаете альманах, опираетесь ли на российский или зарубежный опыт?

Если смотреть в будущее, то я довольно скептично оцениваю перспективы книжного рынка Казахстана и вообще развитие наших писателей. Есть много объективных причин. Почему в России читают? Потому что, во-первых, это самая читающая страна в мире. По крайней мере, была таковой. Во-вторых, у них почти 150 млн человек живет, а у нас 17 млн, из которых читающих на русском языке, дай бог, если половина. В-третьих, интерес к литературе в целом снижается. Есть такое выражение: «Время — деньги». Так вот, на мой взгляд, оно утратило свою актуальность. Сейчас время намного дороже. Деньги можно заработать, а время уходит безвозвратно. Люди живут в быстром темпе, и на чтение больших романов, таких как «Война и мир», мало у кого хватает времени. Современный человек привык читать короткие сообщения. В Facebook посты длиннее 6-7 абзацев мало кто читает. Зато все активно «лайкают» короткие цитаты.

Но это, скорее всего, говорит о поверхностном отношении к жизни и событиям.

Но те люди, которые сидят в Facebook, и есть целевая аудитория издательского бизнеса. Фактически все они с высшим образованием, работники умственного труда. Логично предполагать, что именно они и читают книги.

Вы имеете в виду, что малые формы сейчас популярны в современном мире — рассказы, эссе, короткие зарисовки.

Не только. В постперестроечный период, в 90-е годы, большой популярностью пользовались сборники анекдотов. И там были целые истории. Теперь они куда-то пропали. Прижились только самые короткие. Не более одного-двух предложений длиной.

Но это же не значит, что у людей останется одна форма общения, один жанр, один вид литературы. Короткие сообщения, конечно, важны для работы и обмена новостями. Но что касается литературы, то если писатель талантлив и у него увлекательное произведение, то вообще не хочется, чтобы оно заканчивалось. К примеру, я сильно переживал, когда читал «Сагу о Форсайтах», что книга заканчивается, хотя она далеко не маленькая.

Согласен. И здесь важно умение читать быстро. В мое время в школе проводили конкурсы скорочтения. Сейчас я наблюдаю за своими коллегами, которые младше меня на 5-6 лет, для них большое произведение, как «Песнь льда и пламени» Мартина, — неподъемная вещь, они не будут тратить на нее полгода-год своего свободного времени. Я же за счет умения быстро читать прочитал эту сагу за полторы недели. Такие как мы с вами, Олег, будут продолжать читать все книги, достойные внимания. У поколения помоложе процент читающих намного меньше.

Может быть, все-таки это возрастное? Малые литературные формы по-своему хороши, и людям легче их читать. Но для более глубокого понимания какого-то жизненного вопроса порой нужны серьезные, я бы даже сказал, фундаментальные произведения. И нынешняя молодежь, может, к ним придет, повзрослев, когда появится потребность. Как думаете?

Думаю, время нас рассудит. Я не говорю о том, что книгоиздание и литература вообще когда-нибудь погибнут. Люди будут читать и через 100 лет, и через 200, если, конечно, не появятся технологии, которые закачивают информацию напрямую в мозг человека. Если говорить об обозримом будущем книжного бизнеса в Казахстане, то хороших авторов крайне мало. Но если продолжать издавать сборники, литературные журналы, если будут неравнодушные люди, которые будут этим заниматься и культивировать литературные вкусы в обществе, то вкупе это даст эффект. Нужна реакция читателей — это сильно мотивирует писателя, по себе знаю. И чем больше авторы будут издаваться, тем больше у них будет желание писать дальше.

А вы ставите задачи по развитию инфраструктуры? Ведь действительно нужны издательства, маркетинговые и рекламные агентства вокруг писателей, чтобы шли продажи и росли тиражи. Или пока ограничитесь изданием альманаха?

Наш основной бизнес — разработка веб-сайтов. Выпуск альманаха, не буду скрывать, создает PR нашей компании. И, конечно, нас всех греет мысль, что лет через 10-15 наши авторы будут с гордостью демонстрировать то, что мы выпустили на днях. Не могу сказать, что альманах останется в истории на века, но на литературной карте страны след уже точно оставлен. Большая часть сборника будет распространена бесплатно: по библиотекам, кофейням, естественно, авторы получат свои экземпляры. Часть брошюр передадим в тюрьмы — это будет наш социальный вклад. Для нас коммерческий успех сборника не скажу, что совсем неважен, потому что чем больше будет продаж, тем с большей уверенностью мы будем готовить следующий, но все-таки этот фактор некритичен.

В ваших же интересах создавать инфраструктуру. Вы же еще и писатель.

Нет, я не считаю себя писателем. У меня просто иногда хорошо получается складывать буквы в слова и предложения.

Но книгу же выпустили, значит, писательский опыт имеете.

Хорошо. Ладно. (Улыбается.)

Вот, получается, альманах вы уже выпустили — камень в воду брошен, пошли круги, появился резонанс. Выпуск альманаха поддержало издательство Scribe Wizard. На презентации вы говорили, что есть и другие компании, которые заинтересовались проектом. Получается, что все равно какое-то развитие литературная сфера может получить, если просто это движение поддерживать. Или вы думаете по-другому?

Если бы Scribe Wizard нас не поддержал, альманах все равно вышел бы. Хотя, конечно, нам приятно, что нашлись партнеры, я им очень благодарен. Другая компания готова поддержать выпуск казахоязычной версии. Им нравится то, что мы делаем. Будет внешняя поддержка или нет — в любом случае в следующем году мы сделаем второй выпуск альманаха. Надеюсь, что он будет раза в полтора-два толще. Потому что на Proza.kz более 7000 авторов, думаю, мы наберем произведения хотя бы на 400-500 страниц.

Как вы оцениваете уровень современной отечественной литературы? За 20 лет независимости сделали рывок или уровень оставляет желать лучшего?

Я думаю, что никакого рывка нет и не было. Есть ряд неравнодушных людей, причем большинство из них составляют алматинскую литературную тусовку — поэты, писатели. Некоторые из них добились определенного признания в России. Но говорить о том, что это некая системная вещь, неправильно, потому что все до этого времени двигалось за счет энтузиазма отдельных людей, таких как Маркова, Банников, Земсков, Серебрянский, Бекетов и др. За счет них что-то еще дышит, движется, но говорить о бизнесе, отрасли еще рано.

Но то, что объявили конкурс наProza.kz, тоже может дать толчок рынку. Во многих странах именно конкурсы, премии, награды, гранты создают активность в литературных кругах. Как думаете?

Возможность запуска казахстанской литературной премии мы много обсуждали и готовы выступить организатором. Думаю, определенную поддержку найдем. Меня смущает другое — любая премия очень субъективна. Та же алматинская тусовка отдаст награды друг другу. Регионы мы при этом никак не охватываем. У меня сейчас нет понимания, как определять лучших.

Ну а как мы фильмы отбираем? В Казахстане ведь проводятся кинофестивали, и, когда стоит задача выбрать лучший фильм, это тоже своего рода творческий акт, не лишенный субъективизма. Но для этого собирается компетентное жюри. Литература может заимствовать этот опыт.

Возможно. Да, если собрать в жюри разношерстных экспертов, чтобы максимально присутствовала широта взглядов, литературных вкусов и предпочтений, то, наверное, это сработает. Возможно, было бы хорошо пригласить кого-то из братской России — писателей, критиков, редакторов.

Как думаете, о чем думают наши писатели? Что их побуждает заниматься литературным творчеством — желание прославиться, заработать деньги или изменить мир? Можете на своем опыте рассказать.

Если говорить обо мне, то все просто: меня периодически посещают идеи, которыми мне хотелось бы поделиться. Поскольку выкладывать мысли на бумаге у меня получается лучше, чем говорить о них, то я пишу. И аудитория так получается больше, чем в курилке или в кругу друзей. Для меня литература — это шанс донести идею. Не люблю писать пустые вещи или развлекательные. Как правило, в моих небольших зарисовках есть некая идея, которую я никому не навязываю, а предлагаю обсудить. Желание прославиться и заработать деньги — для писателя это все неактуально в Казахстане. Стивен Кинг, к примеру, когда писал свое первое произведение о девочке, которая обладает способностями телекинеза — «Кэрри», получил аванс в размере $200 000. Естественно, что после этого он перестал работать учителем в школе и ушел с головой в литературу. Когда в свое время ко мне обратилась пара российских издателей, то в одном случае мне предложили $100, во втором — $1000. Причем они не обещали издать, а просто хотели купить права. Был риск того, что в результате никто так и не выпустит книгу. Поэтому я ничего не продал. Мы общались с Сергеем Лукьяненко, я спросил, какой гонорар у такого маститого писателя, ведь не секрет, что некоторые свои книги он писал на заказ — выходит, скажем, компьютерная игра, а он пишет о ней книгу. Так вот, у него гонорар начинается со $100 000. Меньшее его не интересует. Поэтому хорошо быть автором, уже получившим признание, когда твоих книг ждут. Начинающим же писателям наивно надеяться на то, что можно прожить только за счет литературного ремесла. И надо сразу писать очень круто, на английском языке, продаваться на Amazon.com, надеяться на то, что читателя оценят, начнет работать сарафанное радио, а потом права на экранизацию выкупит Леонардо Ди Каприо за $1 миллион.

Ну а если говорить про большинство казахстанских писателей, в том числе тех, кто попал в альманах, вы чувствуете, для чего они это делают? Я присутствовал на чтениях во время презентации альманаха, ловил себя на мысли, что не всегда понимаю авторов.

Думаю, что, если посмотреть глубже, то можно понять, что каждый человек — творец по натуре. Даже самый распоследний хулиган, когда пишет три заветные буквы на заборе, проявляет свое творческое начало. Если у человека получается складывать слова в предложения и формулировать более или менее внятно сюжет, он начинает писать, а потом этот процесс сложно остановить. Процесс создания истории завораживает и самого автора. По себе знаю — когда я ухожу в творческие запои, то больше ни о чем другом думать не могу. Не замечаю, как бежит время, могу написать 30-40 страниц, потом осознать, что у меня одеревенела спина.

Получается, впереди идет желание самовыразиться, независимо от того, принесет ли оно деньги или славу.

Да, желание поделиться мыслями, идеями. Развеселить народ или, наоборот, заставить задуматься. Писатели могут ведь революции совершать. Взять того же Карла Маркса с «Капиталом»…

Но в то время литература, наверное, все-таки имела большее влияние на человека. Судя по блогам и социальным сетям, у нас больше писателей, чем читателей. Снижается ли влияние литературы на общество и отдельно взятого человека?

Думаю, снижается. У нас в сутках по-прежнему 24 часа, а нам нужно многое успеть: работа, компьютерные игры, социальные сети, при этом никто не отменял общение с семьей и друзьями. Если раньше человек, придя домой, мог весь вечер посвятить чтению книги, то сейчас, наверное, это редкость.

Что тогда делать этим 7 тысячам людей, которые пишут на ваш сайт? Они хотят самовыразиться, быть услышанными, а на них у людей не хватает времени. Предложение не соответствует спросу, и если график жизни будет дальше уплотняться, то дисбаланс будет еще сильнее. Может, людям бросать писать и заниматься другими вещами, которые более востребованы?

Думаю, что даже если у писателя не будет ни одного читателя, он все равно будет писать. У меня жена, к примеру, рисует. Ее рисунки никто не видит, но она из-за этого не бросает живопись.

Человек, получается, сам должен находить себе аудиторию, используя тот же Интернет?

Да, вот Proza.kz тем и хороша, что аудиторию ты там в любом случае получишь. И это точно будет не пять человек. Потому что писатели очень ревностно относятся к чужому творчеству, особенно графоманы. И это самая лучшая оценка, ведь если ты дашь почитать друзьям, то они будут только хвалить. А если ты выдержал испытание сайтом Proza.kz и все тамошние комментарии и рецензии не убили в тебе желание писать, то, наверное, из тебя выйдет толк.

Олег Хе

http://and.kz/

Теги: поэзия , культура , общество , орда , prozakz , альманах prozakz , kaznetmedia , kzm , казнет медиа

Читайте также

123 комментария