Обратная связь

• 33,5
  • 1093
  • 11

В который уже раз пытаюсь, поделится с вами, своим рассказом о велопоходе в Коринское ущелье. То недопишу, то недопостю, шозанахер такой :) Но, я же мужик! Надо взять себя в руки. В общем вот вам рассказ, читайте на здоровье.

ЗЫ. Это не репост, рассказ был перепилен чуть менее чем полностью для конкурса на корпоративном сайте.

ЗЫ 2. Букв очень многа.

Велопоход в ущелье реки Кора, на водопад Бурхан-Булак

Вы любите активный отдых? А как вам, такой, не совсем традиционный вид отдыха, как велопоход в горы? Иногда, вместо ленивого лежания на пляже, душа требует экстрима, а тело встряски.

В 2010 году, в интернете, я наткнулся на интересный отчет о велопоходе по Джунгарскому Алатау. Туристы приезжали к нам с Урала. Тогда я подумал, у нас ведь столько красивых мест в Казахстане, а мы никуда толком не выезжаем. Туристы за несколько тысяч километров приезжают посмотреть, а нам из дома лень выйти? Именно тогда в моей голове начал созревать план поездки на велосипедах в Коринское ущелье, одно из красивейших мест нашей области.

Справка: Коринское ущелье находится в Джунгарском Алатау. У реки Кора ледниковое питание. Сливаясь с рекой Чиже, в г. Текели, образует реку Каратал, вторую, после Или, по объему стока воды в Балхаш. В 70 км от г. Текели, вверх по ущелью, проходит государственная граница с Китаем. Из-за близости китайской границы, во времена СССР силами военнопленных японцев, были построены дороги в близлежащих ущельях вокруг города Текели, для быстрой переброски войск в пограничную зону, включая тяжелую технику. В Коринском ущелье находится один из высочайших водопадов в Азии – Бурхан-Булак. Высота трех его каскадов достигает 110 метров. В ущелье огромное разнообразие флоры и фауны. Флора насчитывает более 3000 наименований, включая легендарные Эдельвейсы. Там обитает эндемик Джунгарского Алатау – Семиреченский лягушкозуб, очень редкий и вымирающий вид. Так же в ущелье водятся горностаи, лисы, медведи, волки и снежные барсы. Зимой 2010 года Ирбиса даже удалось сфотографировать с близкого расстояния.

Велотрип

Но, планы планами, а матушка природа внесла свои коррективы. В 2010 году, из-за аномально снежной зимы, и активного таяния снега, горные реки напомнили о своей разрушительной силе и опасности. Из-за обильного таяния и людской халатности, произошла трагедия, смыло поселок Кызыл-Агаш. В Коринском ущелье размыло дорогу и снесло единственный мост. И если, из-за потери моста пострадали только автомобилисты, пешеходы переправляются по тросу, то размывы оказались куда более серьезной проблемой. Все участки дороги, прилегающие к скалам, унесло рекой. В совокупности, несколько километров горной дороги просто перестало существовать. В начале лета мы сделали пробный выезд к смытому мосту. Зрелище конечно печальное. Но возможность переправы была, и это придало нам уверенности, что все получится.

У входа в Коринске ущелье, со стороны Текелей, стоит древний камень с изображением Будды. Иногда, Коринское ущелье называют «Дорогой к источнику Будды»

Этот мост раньше соединял берега в ущелье (2009 год)

Велотрип

После паводка зрелище весьма печальное (2010 год)

Целью нашего похода, кроме испытания своих организмов на прочность и стрессоустойчивость, была разведка возможности прохождения Коринского ущелья от Капальского перевала до города Текели с велосипедами и походным снаряжением. В обычных условиях спуск от перевала до Текелей мы бы преодолели часа за 3-4. Но, так как дороги больше не существовало, в поход мы собрались на 2 дня, плюс один день взяли резервом на всякий, форс-мажорный случай. Точка старта нашего маршрута находилась в 6 км от города Капал, и в 20 км. от Коринского ущелья. В первый день нам нужно было преодолеть 30 км, что бы встать лагерем возле водопада Бурхан-Булак. На второй день мы планировали спуститься как можно ближе к Текелям, и если будет желание, остановится еще на одну ночевку. Третий день — возвращаемся домой в Талдыкорган.

Итак, в одно солнечное, субботнее утро мы выгрузились из машины на повороте грунтовки ведущий в горы. Раскидав тушенку по рюкзакам, мы бодро пошли в гору. Да, именно пошли. Дорога все время вела в гору, ехать было невозможно. Поэтому большую часть пути до перевала мы преодолели пешком, толкая велосипеды. Но, не будем забегать вперед. Пока у нас еще заряд бодрости и сил на высоте, и ничего не страшно. Подъемы брались один за другим, и хоть было тяжело, местами даже очень, мы неуклонно продвигались вперед.

Велотрип

Немного растянулись по маршруту.

Потихоньку добрались до ручья с чистой водой. Время было уже обеденное, устроили привал. Перекусили, отдохнули, попили чаю и пошли дальше.

Вышли на плато заросшее ромашками, высота которых была выше колен. А какой в воздухе стоял запах меда невозможно описать словами!

Велотрип

Дальше нас ждал не очень приятный сюрприз. Летом чабаны традиционно выезжают на джайляу, и мы как раз попали в одно из таких мест. По пути, прямо на обочине единственной дроги, стояли несколько чабанских юрт. И само собой вокруг бегали стаи разнокалиберных собак. От мелких охотничьих, до огромных волкодавов породы тобет. Увидев такую картину, мы едва не повернули обратно. Но, собрав волю в кулак, встали плечом к плечу (куда там тимбилдингам) и неспешным шагом пошли мимо собак. Свора нас заметила и пришла в неописуемое оживление. Вокруг поднялся неистовый лай, каждая собака хотела попробовать нас на вкус, по крайней мере, нам казалось именно так.

Но мы твердо следовали линии партии, и шли вперед. Наконец, из юрты вышел аксакал и разогнал собак, кого голосом, а особо ретивых камнями. Поздоровались, традиционно спросили как дела, как здоровье. Законы гостеприимства священны для казахов, вот и сейчас, аксакал пригласил нас в юрту на беш. Правда, говорит, часа через два будет готов, посидите, отдохнете пока. Рахмет ага, мы и так от графика отстаем. Героически отказавшись от настоящего казахского бешбармака, сглотнув слюну, мы продолжили свой путь.

Долго ли, коротко ли, преодолев бесчисленное число подъемов, мы вышли на перевал Капальский извоз. С него открывается головокружительная панорама ущелья и окрестных гор. На этой высоте забываешь про усталость, и все сомнения отходят прочь.

Велотрип

Если, среди нас кто то и пожалел, что ввязался в эту авантюру, на перевале он точно передумал. Узкая полоска дороги, петляя между камней, уводит далеко вниз.

Нам предстоял сумасшедший спуск, и всего 10 км до цели нашего сегодняшнего дня, водопада Бурхан Булак. Очень аккуратно спустившись с перевала начали подъем по ущелью. И вот, вдалеке появляется водопад, маячит среди скал верхним каскадом.

Мы у цели! Источник Будды, мы пришли к тебе, хоть и другой дорогой.

Велотрип

В это время, в ущелье проходила туриада. Было очень много туристов, весь ручей вдоль водопада был заставлен палатками. Пришлось немного менять планы и ставить лагерь ниже. Перекусили и начали спуск. Добрались до Святого камня.

По легенде, давным-давно на этом месте стояла юрта. В юрте рожала женщина, и в этот момент произошло землетрясение. Огромный (оцените масштаб на фотографии) камень сорвался со скалы и летел вниз, круша все на своем пути. Казалось, он неизбежно раздавит юрту и ничто не в силах его остановить. Когда до столкновения оставались считаные секунды, женщина родила ребенка, и с первым криком малыша камень остановился как вкопанный возле стены юрты, не задев ни малыша, ни его маму. С тех пор этот камень считают священным.

Еще ниже по ущелью мы нашли мини Бурхан-Булак, и не долго думая разбили лагерь.

Велотрип

Развели костер, приготовили ужин, поели и легли спать. Дорога всех вымотала, спали как убитые. Зато, встали пораньше, бодрые и отдохнувшие, а утренний кофе с бутербродами придал нам дополнительных сил. Быстро свернули лагерь и с ветерком покатили вниз по ущелью. По дороге встретили мою первую классную руководительницу, она вела в поход группу своих учеников. Расспросили про дорогу, новости были не утешительные. Через размывы ходят только пасечники, и то, потому что другого выбора у них нет. Все остальные стараются уйти в соседнее ущелье, или же перевалив хребет сразу спускаться в Малиновку. Но она сказала при большом желании пройти там можно, только велосипеды добавят дополнительных трудностей. Самые опасные места будут в районе 4-й пасеки, там есть место называемое «Белый яр», и в районе 2-й пасеки будет два очень опасных места. Решив ехать и смотреть на месте, мы покатили дальше. Дорога шла все время под гору, так что до 8-й пасеки и первого размыва мы долетели очень быстро. Возле моста, мы застали пасечника на нашем берегу реки, а сама пасека находится на противоположном. Остановились поздороваться и расспросить про дорогу. Пасечник нас заверил, что пройти можно, и он якобы даже на мотоцикле там проезжал. Воодушевленные мы подъехали к первому размыву. Дорога тут резко обрывается.

По низу, никакой дроги понятное дело нет. Обойдя окрестности в поисках тропы, мы ее не нашли. Справа скала, с лева река. Полянка перед скалой сплошь заросла крапивой, выше человеческого роста. Накинув куртку, я полез на хребет, перегородивший нам путь. Хребет не высокий, всего метров 150-200, но весь заросший деревьями, травой и кустами дикой малины. Обойдя его вдоль и поперек, никакой тропы или намека на нее я не нашел. Пройти там с велосипедами не разбирая их, было невозможно. Они бы просто не пролезли между деревьями. Подумав, что мы чего-то напутали, я решил вернуться к пасечникам и узнать подробности. Подъехав к мосту, я увидел, что пасечник с другом стоят на другой стороне. Крикнув им, что бы они меня подождали, я ступил на мост. Лучше бы я этого не делал. Этот, с позволения сказать, «мост», сделан из тросов с прикрученными к нему палками вместо настила. В роли поручня выступает кусок проволоки, закрепленный на одном и другом берегу. Никаких ограничителей у проволоки нет, если не считать пары столбиков, к которым она примотана. При ходьбе вся эта хлипкая конструкция начинает раскачиваться в разные стороны. Я судорожно схватился за проволоку, и чуть было не поплатился за это полетом в реку, потому что проволока свободно потянулась за мной. И вот, стою я такой посреди реки, ноги качаются, в одну строну, тело, цепляющееся руками за проволоку в другую и пытаюсь поймать баланс, при этом очень сильно стараясь не кричать от страха.

Худо-бедно перебравшись, я подошел к пасечникам. Первый мой вопрос был «Как вы по этому мостику вообще ходите?» На что пасечник лаконично ответил «Да там мелко!» Спасибо, мерять «там» глубину мне совсем не хотелось. По поводу тропы ничего нового мне не сообщили. Сказали, лезьте в гору напрямик, метров через 300 будет спуск на дорогу. Вернувшись к своим, я поделился не утешительными выводами. Пути у нас было только два. Либо вперед через все размывы в Текели, либо возвращаться назад через перевал в Капал. Пройти эту гору можно, но придется снимать с велосипедов рули и как минимум передние колеса. Значит, придется челночить туда-сюда. Со всеми переходами и сборкой-разборкой велосипедов мы рисковали задержаться на 1.5-2 часа. При чем, этот размыв, как нам говорили, не самый тяжелый, а у нас уже возникли проблемы. В районе 2-й пасеки тропа проходит прямо над рекой, и шанс оттуда упасть и разбиться насмерть, весьма велик. Про Белый яр нам тоже рассказали много хорошего, склон, сплошь усыпанный валунами размером с лошадь. Возвращаться назад? Одна мысль о том, что нам придется подниматься на перевал высотой 2500 метров с рюкзаками и велосипедами навевал тоску. А вспомнив, как нас встречали собаки чабанов, мы уже чуть было не начали разбирать велосипеды. Кроме того время подошло к обеду второго дня. Мы планировали управиться за два дня, и один день у нас был в резерве. Шансов что нам повезет с попутной машиной до Капала было очень мало, потому что утром мимо нас прошла колонна Газ-66 вывозя людей с туриады в город. Все Талдыкорганские шишиги уехали.

Все задумались, что же делать дальше. Повисла тяжелая пауза...

Было решено устроить обед и за едой обсудить варианты дальнейших действий. После бурных обсуждений, заедаемых тушенкой и запиваемых кофе, здравый смысл все-таки взял вверх, и мы решили возвращаться через перевал. Как оказалось, это было самым верным решением. Позже, я нашел в интернете фотографии группы российских туристов, которые прошли наш маршрут. Но проходили только с рюкзаками, и в особо опасных местах пользовались альпинистским снаряжением. Ничего хорошего нас там не ждало. Решили, что разобьем лагерь возле дороги, и если будет попутка, попросим нас забросить наверх. Если с машиной не повезет, то с утра пораньше поедем своим ходом. Поднялись до развилки, где дорога уходит на перевал. Не далеко от этого места нашли ручей и разбили палатки. За ближайшим камнем нашелся столик заботливо укрытый в кустах от посторонних взглядов. Перекусили, попили чаю и отправились спать. Ночью поднялся ветер. Так как мы стояли на открытом месте палатки трепало от души. Всю ночь тент на палатке хлопал, потому что был плохо привязан, а выйти и закрепить его нормально, было лень. Под утро все-таки пришлось выползти из теплого спальника и закрепить оттяжки. Судя, по небу на нас надвигался не плохой такой дождик. Поблагодарив про себя Джунгарских богов за такую «хорошую» погоду, я полез в спальник досыпать.

Оказывается, ночью не далеко от нас остановилась Нива. Пробило колесо, а домкрата у них не оказалось. Проснувшись, часов в 6 мы помогли им, подняли машину на камни. Благо пороги на Ниве были усилены трубами. Пока занимались Нивой, поспел дождик. И снова нам повезло, дождь прошел стороной, только слегка намочив нас. Когда готовили завтрак и паковали вещи, налетела еще одна тучка. В этот раз дождик шел посильнее. Но мы переждали его в палатке, поэтому не промокли. Зато я поймал клеща на полу палатки. Еще одного клеща сняли с ноги. Укусить не успел, но уже пристраивался. Собрали вещи, набрали воды во все емкости, что у нас были и начали длинный, очень длинный подъем на перевал. По пути снова растянулись, на километр, не меньше. Тучки милостиво прикрыли от нас палящее солнце, вот за это действительно спасибо. Поднимались в меру своих сил. Двое ушли вперед, и поднялись на перевал за 1 час 40 минут. Я же шел не спеша, экономя силы и любуясь видами вокруг, на спуске такой роскоши у меня не было. Мой подъем занял почти 2 часа.

Велотрип

По закону подлости, самый сложный участок дороги пришелся на последние метров 50. Дорога шла настолько круто вверх, что ноги пробуксовывали на каменистой поверхности.

Преодолев последние повороты серпантина у меня, не вольно, вырвался крик радости. Я, если честно, до конца не верил, что у нас все получится. Зато мы были снова вознаграждены умопомрачительным видом.

Итак, мы преодолели самую сложную часть нашего пути. За перевалом, дорога около 6 километров идет по плато. Нас снова поджидали крутые спуски и не менее крутые подъемы. Сделав ревизию остатков воды, которой осталось очень мало, стали вспоминать, где у нас ближайший родник. В голову не пришло ничего кроме озерца на плато и ручья, возле которого мы обедали. До ручья нам нужно было осилить еще 15 км, до озера около 5. Можно ли пить из озера никто не знал. Не теряя времени даром, покатили к озеру. Вода в нем оказалось подозрительно стоячей. Никакого ручья питающего озеро мы не нашли.

Велотрип

Рисковать не стали. По быстрому перекусили одними консервами. Хлеб у нас пропал к концу второго дня, лепешки покрылись черной плесенью. Пока кушали, к озеру спустились лошади. Мы с завистью смотрели, как они пьют стоя по колено в воде. Одна лошадь видимо решила принять душ, и стала бодро бить копытом по воде, поднимая тучи брызг. Мы едва сдержались, что бы не окунуться в озеро с головой.

Преодолев последний затяжной подъем, наконец-то выехали на дорогу ведущую вниз. Бодро пролетели несколько километров, доехали до первой чабанской юрты. Снова спешившись, мы тихим шагом спускались с пригорка. Собаки нас заметили и подняли лай. Лаяли, но не кидались. Подойдя к юрте, разговорились с чабаном. Он отогнал собак и налил нам воды. Поблагодарив хозяина, мы расселись в седла своих алюминиевых коней. Собаки только этого и ждали, мы рванули под горку, а вся свора кинулась за нами вдогонку. Одна борзая неслась по обочине с бешеной скоростью, тело вытягивалось струной и казалось, что она летит над дорогой. Но нас уже было не остановить. Пробежав несколько десятков метров собаки, оставили нас в покое.

Дальше дорога шла все время под гору. Только успевай притормаживать и объезжать размывы, ямы и камни. На некоторых спусках удавалось разгоняться выше 50 км\ч. От дисковых тормозов пахло каленым железом, а сами роторы из блестящих, стали фиолетово-сизого цвета. Перед родником у меня случился первый прокол за весь наш многострадальный поход. На спуске сильно ударился задним колесом о кусок скалы, торчащий из дороги. Благо колесо было накачано до нужных атмосфер, и до диска камень не пробил. Быстро заменив камеру, докатили до ручья, где и остановились добить остатки тушенки и чая. Отзвонившись на счет машины что бы нас забрали возле Капала, мы проделали оставшийся пусть меньше чем за 2 часа. Все те крутые подъемы, что задерживали нас в начале, пролетали на одном дыхании. Несколько раз, благополучно избежав падения и получив приличную дозу адреналина мы, наконец выбрались на асфальт. После трех дней тряски по камням асфальт нами воспринимался как нечто из другого мира. Оказывается при езде можно спокойно сидеть в седле, и руль не норовит вырваться из рук каждую секунду. Заехали на родник, в тенечке скинули рюкзаки и стали ждать машину, попивая холодную воду и давая отдых усталым ногам.

В общем, за 3 дня мы прошли около 150 км. по сильно пересеченной местности. Поднялись на Капальский перевал (2500м.) Разведали дорогу, вернее ее отсутствие, в Текели. Для таких путешествий, в обязательном порядке, нужно завести багажник и велорюкзак. С проколами нам повезло, всего один пробой за 3 дня. В принципе, можно было уложиться в 2 дня. Но мы не собирались ставить рекорды скорости и растянули удовольствие еще на один день.

Теги: спорт , путешествия , велопоход , Коринское ущелье , Кора , Капал , Текели