Обратная связь
×

Обратная связь

Железная дорога в искусстве: живопись и архитектура

    18 апреля 2012 в 16:26
  • 0
  • 4094
  • 2
  • 0
  • 4094
  • 2

Железная дорога в искусстве: живопись и архитектура

С момента зарождения и последующего развития железных дорог, стальные артерии становятся объектом внимания деятелей искусств – художников, композиторов, а со временем ими заинтересовались и представители новых видов искусства – фотографы, кинематографисты, мультипликаторы. Кроме того, для железной дороги сооружаются здания вокзалов, депо и мастерских, над которыми кропотливо работают архитекторы и конструкторы. А над внешним видом железнодорожной техники работают не только инженеры, но и промышленные дизайнеры. Вот и получается, что история железных дорог тесно связана с искусством.

Одни из первых, кто заметил прелесть поездов и путешествий, стали художники. Железная дорога заинтересовала живописцев как символ современности, развития, динамики жизни.

В 1808 году английский конструктор Ричард Тревитик в предместье Лондона создал кольцевую дорогу-аттракцион. Работал этот аттракцион недолго, всего пару месяцев. Паровоз носил кокетливое имя «Catch me who can», что буквально означает «Поймай меня, кто сможет» или «А ну-ка, поймай». Любопытным разрешали поглядеть на эту диковину за небольшую плату, а смельчаки могли даже прокатиться в вагоне-карете. Скорость поезда достигала 19 км/ч. Паровоз оказался слишком тяжёлым для использования на довольно хрупких чугунных рельсах. Несколько раз происходили аварии, когда поезда сходили с рельсов, и железнодорожный аттракцион вынуждены были закрыть. Но некий художник Томас Роулендсон, впечатленный увиденным, зарисовал данное сооружение для истории.

В 1844 году на этот новый для искусства предмет откликнулся Уильям Тернер. Его картина «Дождь, пар и скорость» была выставлена в Королевской академии художеств в Лондоне. На картине изображен летящий поезд по мосту через Темзу, принадлежащий компании Great Western Railway. Сейчас эта работа находиться в Лондонской Национальной галерее.

Вслед за Тернером поездами заинтересовались и импрессионисты. Так поздней осенью 1876 года художник Клод Моне возвращается в Париж из города Аржентёй. Он хочет писать виды зимнего города сквозь пелену тумана и решает в качестве объекта для натуры использовать вокзал Сен-Лазар, который позднее стал очень популярным у живописцев. С разрешения директора железных дорог Моне располагается на вокзале и работает дни напролёт. Он написал целый цикл произведений, связанных с железной дорогой. На его полотнах можно увидеть вокзалы, железнодорожный мост через Сену в городе Аржентёй, поезд на заснеженной станции. Полдюжины полотен были приобретены впоследствии Полем Дюран-Рюэлем.

Также картины на железной дороге писал Винсент ван Гог, Эдуар Мане, Гюстав Кайботт, Говард Фогг. А Вокзал Сен-Лазар изображён на полотнах многих художников, потому как многие из живописцев жили в течение 1870-х и 1880-х годов недалеко от него.

Писали железную дорогу и российские художники. Великий русский художник и мастер пейзажа Исаак Левитан написал несколько полотен, на которых изобразил железнодорожные пути (от пейзажной темы художник и здесь не ушёл). А на одной картине – «Поезд в пути» – им был изображён товарный поезд во главе с паровозом идущий по двухпутному перегону.

Художник Василий Пукирев в 1871 году написал картину «Строительство железной дороги». На этой картине он отразил тяжёлый физический труд строителей дороги, подвоз материалов верхнего строения пути (шпал и рельсов) на подводах.

Заснеженную зимнюю железную дорогу и паровоз на маленькой станции писал и Василий Поленов.

Мастер портрета и бытовых сцен Илья Ефимович Репин в 1882 году написал картину «Железнодорожный сторож. Хотьково».

В 1891 году художник Владимир Гаврилович Казанцев пишет очень красивую, атмосферную картину «На полустанке. Зимнее утро на Уральской железной дороге».

Картинами такого же плана написанными именитыми и не очень художниками, реалистичными и почти документальными, богаты собрания железнодорожных музеев. Иногда художников привлекали и для художественной росписи вокзалов. Часто имена художников расписывавших вокзалы история не сохраняла, но есть как минимум два исключения: это Казанский вокзал в Москве и новый, вновь построенный после Великой Отечественной войны вокзал в Сталинграде (ныне Волгоград).

Железнодорожная архитектура. Вокзалы, путевые сторожки, паровозные депо, мастерские, разъезды, будки переездных дежурных, водоёмные здания, жилые дома и казармы… Железная дорога это большой и сложный организм. Этот организм обрастал за свою жизнь множеством архитектурных сооружений, некоторые из них являются памятниками гражданской или промышленной архитектуры. Некоторые сооружения даже начинают свою, особую жизнь. Вот французский вокзал Орсэ, символ железнодорожной архитектуры начала XX века, был переоборудован в музей Орсэ для размещения художественных собраний.

Итак примечательных для дороги сооружений много… Давайте начнём с истории вокзалов.

Vauxhall – так назывался парк с концертным залом для увеселительной эстрадной программы. Этот парк в XVII веке находился в пригороде Лондона и принадлежал Джейн Вокс. Вокзал как таковой, в нынешнем понимании его слова, появился в Великобритании в 1825 году. В русском языке это слово появилось одновременно с вокзалом Царскосельской железной дороги в Павловске в 1836 году. На вокзале в Павловске был открыт специальный концертный зал, где с большим успехом выступал Иоганн Штраус. Петербургская публика ездила по железной дороге уже только ради развлечений на вокзале в Павловске, железная дорога становилась популярной.

В силу этих специфических обстоятельств, само слово «вокзал» применимо к данному типу зданий только в России. В Англии новый тип зданий получил название – «railway station», в Германии – «bahnhof», во Франции – «gare».

В конце XIX века – начале XX века станционные здания становятся всё более значимыми в городской застройке. Вокзалы становятся важной архитектурной частью любого города, часто одной из городских достопримечательностей.

Строительство зданий вокзалов представляет собой своеобразную страницу в истории архитектуры. Первоначально вокзалы строились под влиянием традиционного архитектурного стиля общественных зданий. Но с конца XIX века в Российской империи появляются проекты в которых отражалась функциональность железнодорожных зданий. Как казённые так и частные и акционерные железные дороги строили железнодорожные сооружения, в том числе и вокзалы, по типовым проектам. Так проезжая по линии железной дороги пассажиры видели вокзалы, водоёмные здания и домики выполненные в едином архитектурном стиле. Естественное исключение составляли вокзалы в больших городах которые строились по индивидуальным проектам.

На небольших станциях вокзалы строились деревянными, с обилием прорезной резьбы по дереву, что делало их весьма и весьма нарядными. В крупных городах вокзалы строились из красного кирпича.

Фактически историю российской архитектуры второй половины XIX—начала XX века можно изучать по железнодорожным постройкам этого времени.

Архитектор Алексей Викторович Щусев, по проекту и под руководством которого возводился Казанский вокзал в Москве, задумывал его не только как функциональное здание вокзала, но и как произведение архитектуры, призванное украсить Каланчёвскую площадь Москвы. Для росписи залов вокзала были приглашены такие известные художники как Александр Николаевич Бенуа, Борис Михайлович Кустодиев, Зинаида Евгеньевна Серебрякова, Мстислав Валерианович Добужинский, Николай Константинович Рерих, Александр Евгеньевич Яковлев, Иван Яковлевич Билибин, Евгений Евгеньевич Лансере.

Во время Сталинградской битвы уничтожен был практически весь город. От зданий в лучшем случае оставались руины первого этажа. Не избежал полного уничтожения и вокзал станции Сталинград-1, здесь шли особенно ожесточённые бои – вокзал несколько раз переходил из рук в руки. После освобождения города рядом с руинами выстроили маленький одноэтажный деревянный вокзал. Он существовал до 1954 года, когда была окончена работа по возведению нового шедеврального вокзала со шпилем.

При строительстве нового здания использовались лучшие строительные и облицовочные материалы, ведь новый вокзал должен был воплощать силу и могущество возрождавшийся после войны страны. Фасад облицован инкерманским камнем, цоколь мрамором. Здание имеет три этажа и завершается башней со шпилем, увенчанным золоченой звездой. Высота здания составляет 67 метров.

При входе в вокзал со стороны города, по обеим сторонам от гранитной лестницы установлены два пятиметровых многофигурных барельефа. На левом изображены герой Гражданской войны оборонявшие Царицын, а справа защитники осаждённого фашистами Сталинграда. Авторы этих барельефов, а также скульптур в арке башни вокзала скульпторы Павловский М.Д., Павловская Н.А. и Безруков В.Н.

Красота убранства внутренних залов вокзала поражает. Арки, колоны, купольные своды, расписные потолки. Стены украшены карнизами с лепниной на которых изображена советская символика. Сюжетами росписи на потолке стали митинг на площади Павших борцов после разгрома немецко-фашистских войск в Сталинграде, возведение Волго-Донского канала, строительство Волжской ГЭС. Роспись выполнена художниками Я.М. Скрепковым, В. Крыловым и Д.М. Меркерт.

В 2005 году была завершена реконструкция вокзала, при которой был очищен от атмосферных загрязнений фасад, подновлена лепнина. Однако роспись на потолках не трогали, хотя она вся и покрыта трещинами – тут требуется художественная реставрация с укреплением основания, т.е. штукатурки на которой выполнена эта роспись. Ныне здание вокзала станции Волгоград-1 признано памятником архитектуры федерального значения.

В годы Великой Отечественной войны многие замечательные в архитектурном отношении вокзалы на оккупированных территориях были разрушены. Восстановление вокзалов затянулось на полтора десятка лет. Иногда здание восстанавливалось по первоначальному архитектурному проекту, иногда строилось вновь. В части случаев вокзалы восстанавливали, но при этом они утрачивали свой неповторимый архитектурный облик.

Пришли 1990-е годы. Появились новые отделочные материалы «европейского» образца. Появилась относительная финансовая самостоятельность у железнодорожного начальства (возможность украсть на работе). И вот один за другим вокзалы начали «преображаться». Подвесные потолки закрывали потолки белёные (а до этого потолки на вокзалах зачастую имели художественную роспись), аляповатый пластиковый сайдинг скрывал красивые фасады деревянных и каменных зданий.

Растения в интерьере вокзальных зданий ранее, в годы военные и послевоенные не присутствовали. Сказывалась сначала разруха, потом застой. В том и другом случае мешало равнодушие работников железнодорожного транспорта да и самих пассажиров (окурки в цветочных горшках видели? вот-вот…). В своих жилых домах цветочки у них конечно были. Возможно растения украшали небольшие вокзальчики где все свои и где почти не ходили поезда. Но времена меняются. Видимого порядка и чистоты стало больше. На некоторых вокзалах сейчас уже разводят цветы (как снаружи здания сезонно, так и внутри комнатные). Думается при желании нашим вокзальным работникам по силу освоить выращивание кактусов, а то и бонсаев.

К сожалению, все эти процессы коснулись не только самих вокзалов, но и всей железнодорожной архитектуры. Стали исчезать старые водоёмные здания (как например на станциях Татищево и Аткарск) – их списывали с мотивировкой «ветхость», однако при разборке выяснялось, что нужно использовать взрывчатку. Исчезали и другие постройки: нефтекачки, небольшие здания и отдельно стоящие цеха в депо и на железнодорожных заводах, путевые казармы и сами станционные здания на закрытых станциях. Все остановочные пункты электропоездов стали отделываться дорогостоящими, но недолговечными пластиками. 300-400 метровые перроны вокзалов стали покрывать однообразной и дорогостоящей тротуарной плиткой.

Большое количество примечательных зданий и среди сооружений гражданского назначения: жилых домов железнодорожников, училищ, аптек, больниц и поликлиник. Например среди памятников железнодорожной архитектуры Липецкой области наиболее ярким является первое в России техническое железнодорожное училище имени императора Александра II, которое было учреждено в Ельце в 1869 году. В училище готовили машинистов, телеграфистов, дорожных мастеров и других железнодорожных специалистов.

Отдельной главы заслуживают сложные инженерные сооружения железных дорог: поворотные круги в локомотивных депо, железнодорожные мосты и тоннели. Все эти сооружения, построенные при прокладке линий железных дорог, безусловно, являются памятниками промышленной архитектуры.

Теги: путешествия , культура , общество , технологии , жд , живопись , архитектура , железная дорога

2 комментария