Обратная связь
×

Обратная связь

"Пан режиссёр, его Величество"

    04 июля 2013 в 17:55
  • 0
  • 155
  • 0
  • 0
  • 155
  • 0

«Кинолюбитель» Кшиштофа Кесьлевского третий его игровой фильм. Но я бы сказала, что жанр колеблется где-то в пределах псевдодокументального кино и игрового автоского фильма. Ведь, настолько непосредственная игра актёров, что я, как зритель побывала внутри кадра и прожила жизнь вместе с героями, способы съемки: от «субъективной камеры» к «объективной», сам сюжет повествует нам о том, как из любителей превращаются в профессионалов — всё это говорит нам о неоднозначности в определении жанра «Кинолюбителя». Показывая жизнь пана Филипа Моша, Кесьлевский авторски, а может и автобиографично открывает зрителю, далёкому от искусства кино, маленькую часть большого острова синематографии, а зрителя, сведущего «в этих делах», предупреждает о подводных камнях, сложностях, издержках данной профессии.

Ведь, сам главный герой Филип никак не мог догадываться о том, в какие дебри жизненных перипетий затащит его 8-миллиметровый объектив. Покупая за два оклада камеру, новоиспечённый отец Филлип хотел снимать, как подрастает его единственная и долгожданная дочь. Хотя, в то время не все будущие отцы и матери покупали камеры, ожидая пополнения; обычно, деньги тратились на устройство уюта в комнатках будущих детей, на распашонки и бутылочки. А Филип стал таким трогательным и трепетным, понимая как важно знать, каким ты был в первые дни своей жизни, как ты рос, какие совершал поступки (это некая материальная память), ведь, сам он ещё маленьким попал в детский дом. И уже повзрослевший, он точно знал, что хочет семейный уют, ребёнка, дом и машину. Как он говорил своему другу «мало просишь, много получаешь».

Но с приобретением камеры и первой «коммерческой» съемкой, пан Мош понимает, что семья — это не единственное, чего он хотел. Он хотел найти и своё призвание в жизни. Нашёл. Только жена не была готова к таким переменам. Не понятно, кто больше ревновал — жена Ирэнка или камера?! Как только Филип ненадолго складывал камеру в чехол, чтобы заняться бытовыми семейными радостями, так внезапно появлялся в поле его зрения какой-нибудь интересный сюжет, который обязательно нужно было запечатлеть на плёнку. Как только Филип брался за камеру, так сразу Ирэнка менялась в настроении, и не всегда могла и хотела сдерживать свои эмоции. В данной ситуации главному герою хоть разорвись! 

Уезжая на несколько дней на фестиваль, Филип обретает недолгое успокоение от семьи. И в этой сцене, Кшиштоф Кесьлевский показывает нам такой холёный, высокомерный бомонд фестивалей: распределение призовых мест происходит по принципу «брат-сват», зависит от того, как конкурсант будет контактировать с судьями, от их настроения и состава. В общем-то, с 1979 года мало что изменилось.

Кесьлевский по оси фильма натягивает тонкую леску, на которую нанизывает вопросы, но мало на какие отвечает сам. Нравственная дилемма сопровождает «Кинолюбителя». За счёт того, что фильм снят «субъективной и объективной камерой», зритель может посмотреть на всю композиционную целостность кинокартины, как минимум с двух точек зрения. Картина абсолютно лишена пафоса, зато полна простотой, но невероятной интересностью сюжета, характеров героев, жизненных ситуаций, эмоциональных и рациональных поступков — всё искренне. Именно эта непосредственная честность режиссёра и героев заставляет влюбиться в польское кино. А какие красивейшие операторские кадры экстерьеров Польши! Архитектура и природа.

Невозможно не отметить финальную сцену картины. Это исповедь киномана, который не в силах противостоять своей мании.

Прочитав пару рецензий и отзывов о фильме в интернете, я, наконец, нашла ответ на свой вопрос «к чему же был сон Ирэнки и начальные кадры фильма, когда сокол хватает и убивает маленькую птичку?» Всё оказалось настолько просто, что я даже расстроилась, что сама не догадалась: «Этот кадр наглядно обозначает тему маленького человека, которого порой захватывают большие проблемы, и с которыми он порой не в силах справиться».

Теги: культура , общество , кино

0 комментариев