Обратная связь
×

Обратная связь

Никого не жалко... О "Соломенных псах" Сэма Пекинпы

    14 ноября 2011 в 19:12
  • 7
  • 518
  • 11
  • 7
  • 518
  • 11

В кинотеатрах начался показ римейка «Соломенных псов», а я хочу поделиться впечатлениями от просмотра оригинальной картины Сэма Пекинпы, снятой в 1971 году

Сюжет из оригинала практически полностью перешел в римейк (о котором писал недавно коллега Тибэй). За тем исключением, что в оригинале действие происходит не на Юге США, а в британской глухомани. Да и главный герой Дэвид Самнер (Дастин Хоффман) не голливудский сценарист, а талантливый американский математик, приехавший в тишине и покое закончить научный труд. Местные не принимают городского жителя, по всему видно — рохлю, не работавшего руками, видимо, никогда, к тому же один из них встречался когда-то с супругой математика. Супруга Самнера от скуки флиртует с местными, что вкупе со всем вышеописанным приводит к насилию. 
c8615f87a3.jpg

Это медленное кино работает на погружение зрителя в в пространство истории, а затем разворачивается кровавым полотном в последние двадцать минут. Физиология фильма подробна и детальна, от сцены изнасилования до каждого убийства, совершённого Дэвидом Самнером в ответ на попытки местных ворваться в его дом. Но Пекинпа делает не просто реалистичное и крайне жестокое кино. Как и в любом произведении любого мастера своего жанра или рода искусства, текст фильма прочитывается на двух, как минимум, уровнях. Первый — банальная, и от того максимально задевающая зрителя история, история, которая могла случиться по соседству (в реальности по соседству случаются события еще более омерзительные, находящиеся вне морали). А вот со вторым уровнем сложнее, зритель не всегда готов его воспринять, даже когда автор просто на лбу пишет ключ к тексту. Ключ к этой картине — в её названии, отсылающем к китайскому изречению «Для богов люди — лишь соломенные псы». Соломенные псы — игрушки людей, приносимые в жертву богам. Жертвенные чучела, созданные человеком для сожжения, подобно тому как человек создан и обречён на смерть богами. 

И рассматривая картину с помощью ключа, понимаешь, что фильм Пекинпы не о превращении главного героя из тряпки в мужчину, не о американском чувстве святости своего дома и уж тем более не о британском захолустье и его отмороженных жителях. Тому кто готов прочесть картину, станет интересно другое — несмотря на трагичность действия, ничего практически не происходит в жизни главного героя, за исключением того, что он понимает в финале, что не знает, кто он есть и зачем. Он по-прежнему соломенная кукла, причём даже не антропоморфная, жалкий пёс. Возможно, этому псу удастся в будущем стать живым. Удастся ли? — и автор не дает ответа на этот вопрос, скорее предлагая зрителю поставить себя на место куклы. Причём, любой куклы из данных — хоть образ Самнера и более интересен, по настоящему в фильме не жалко никого, сочувствие оставлено Пекинпой за кадром, это роднит его с последователями, тем же Тарантино. Однако у Пекинпы другой подход к построению образа, работы с эмоциями зрителя, работы над идеей фильма, встраивания идеи в картину, настройка грубых инструментов на тонкую работу. 

Небезынтересно будет взглянуть на римейк, хотя оригинал смотрится отлично и сейчас, спустя 40 лет, и будет так смотреться ещё долгое время. Надеюсь, что найденная мной идея осталась в фильме Рода Лури, и пострадала ещё меньше, чем постер. 

298ba04ca9.jpg 4b6e2ec3ba.jpg

Теги: Дастин Хоффман , Сэм Пекинпа , кино

Читайте также

11 комментариев

148 pogoda
14 ноября 2011, 19:12