Обратная связь
×

Обратная связь

Литературная мистификация ХХ века

    28 ноября 2011 в 17:25
  • 7
  • 530
  • 4
  • 7
  • 530
  • 4

Я хочу рассказать о двух, перечитываемых мной, авторах. Это — Ромен Гари и Эмиль Ажар. Мне нравится их творчество — от спокойной рассудительности первого до цепляющего безумия второго. Но жизнь авторов вне их книг не менее интересна. Обоих авторов объединяет одна великая мистификация.

Оба автора получили по Гонкуру /высшая литературная награда Франции/: Гари — в 1956 за роман “Корни неба”, Ажар — в 1975 за «Жизнь впереди».

Ромен Гари /Роман Кацев/ был удивительно талантлив, и это проявлялось во всем, за что он брался: лингвистика, романы, сценарии, авиация, дипломатия.

В автобиографическом романе Гари “Обещание на рассвете”, мать героя мечтала, что ее сын станет французским посланником, кавалером ордена Почетного легиона, великим актером драмы, Ибсеном, Габриеле Д’Аннунцио. “Он будет одеваться по-лондонски”, говорила она. И все эти мечты сбылись — Гари — генеральный консул Франции, кавалер ордена Почетного легиона, литературная знаменитость. Он вращается в высшем свете, а в 1956 году за роман «Корни неба» получает Гонкуровскую премию.

Увлечение путешествиями, культивирование мужественности, солдатской самоотверженности роднит Гари с Хэмингуэем.

«По-русски гори — это повелительное наклонение глагола гореть; от этого приказа я никогда не уклонялся ни в творчестве, ни в жизни», говорил автор о происхождении псевдонима.

2 декабря 1980 года он застрелился.

В предсмертной записке было написано следующее: «Можно объяснить всё нервной депрессией. Но в таком случае следует иметь в виду, что она длится с тех пор, как я стал взрослым человеком, и что именно она помогла мне достойно заниматься литературным ремеслом».

Эмиль Ажар — молодой автор, имя которого зазвучало с 1974 года после выхода романа «Gros Сalin». До того об Ажаре никто не знал. Рукопись романа была послана в издательство «Галлимар» из Бразилии почтой.

Год спустя другому его роману — «Жизнь впереди» — присуждается Гонкуровская премия. Автор от премии отказывается. Выясняется, что Ажар — псевдоним, множатся слухи об истинном авторстве.

В это время маска с Ажара снимается, за ней оказывается некий Поль Павлович, двоюродный племянник Ромена Гари.

В 1976 году выходит автобиографическая книга «Псевдо». Читатели и критики в восхищении от автора.

Через год после смерти Гари, выходит в свет эссе “Жизнь и смерть Эмиля Ажара” и вдруг… Вдруг французы узнают, что дядя и племянник, Ромен Гари и Эмиль Ажар — одно и то же лицо. Все подробности этой мистификации открылись в полной мере.

В какой-то момент Ромену Гари надоела его уже сложившаяся литературная репутация, и он решил начать сначала, с нуля. Под псевдонимом «Ажар» он послал рукопись в издательство из Бразилии.

«Замечательное открытие», так окрестили автора и Эмиль Ажар стал существовать сам по себе, отдельно от Ромена Гари. По факту премии Ажару пришлось материлизироваться, тогда Гари убедил своего племянника взять на себя эту роль. Так появился Поль Павлович, который согласился на псевдоним «Ажар».

Кто-то из критиков в то время написал, что имя Ажара сохранится в истории даже больше, чем имя Гари, называя Гари — великим прозаиком, Ажара же — великим писателем.

Только с раскрытием истинного автора стало заметно, что обе фамилии по-русски связаны образом огня: первая от «гореть», вторая от «жар». Ведь даже сейчас сложно представить, что один и тот же человек, как бы он ни был яростно талантлив, за пять лет написал семь книг от самого себя и еще четыре от выдуманного автора, итого одиннадцать — не говоря о других формах деятельности.

Библиографию Романа Кацева под разными его псевдонимами можно найти в википедии. Я же расскажу о двух книжках.


“Обещание на рассвете”
, собственно, автобиография Ромена Гари, которую я сейчас и читаю.

Действие книги охватывает сорокалетний временной промежуток и развивается поочередно в нескольких странах. Центром сюжета являются взаимоотношения матери и сына. Гари рассказывает о том, как силой своей любви мать смогла сделать из него успешного гармоничного человека — и это влияние матери чувствуется на каждой странице книги. Рассказывая о собственном детстве, Гари дает немало поводов для размышлений.

На данный момент, на той странице, на которой я остановился, расклад такой — наступает война, главный герой идет участвовать в ней и идет переписка между ним и его матерью. К своему сожалению, я знаю чем закончится история, но даже это не лишает удовольствия насладиться повествованием. Благодаря автору, конечно. Гари — великолепный писатель, способный вести яркий, эмоциональный и интересный диалог с читателем. Он пишет легко и изящно, вызывая не просто интерес, а участие у читателя /то есть меня/.

Эта книга — возможность проникнуть во внутренний мир писателя, увидеть причины и моменты, в которые и из-за которых он формировался как личность, самостоятельно оценить их влияние на судьбу главного героя.


“Псевдо”
, роман Гари под псевдонимом Ажара. Роман, с которого началось мое знакомство с этим автором/авторами. “Авторами” — потому что это совершенно другой стиль, другой язык, другая реальность. Когда я в самом начале писал “цепляющее безумие”, я имел ввиду, что безумие автора и правду “цепляет”. Ты начинаешь чувствовать себя безумным, начинаешь мыслить, как герой книги. Мир вокруг раздваивается, обращая всю эту повседневную суету в бред и фарс. 

Героем произведения является безумный Поль Павлович, племянник успешного писателя Тон-Тона Макута. Постоянные отсылки идут к психиатрической лечебнице Копенгагена, откуда герой по сюжету выпускается /где по легенде пишется книга/. Но это не так важно — герой постоянно кочует в пространстве и времени, что и место и время становятся побочными. Действие построено в форме размышлений, монологов Павловича. По факту выясняется, что никакого писателя Макута не существует в действительности — он родился в шизофреничном воображении главного героя. Но мало того, что родился, так еще и украл у него писательскую славу, да и жизнь тоже. Бред Павловича — это и есть содержание произведения. Гари — великолепный стилист, и вся эта небрежность и спутанность языка и мыслей — я получал удовольствие /читай оргазм/ от каждого словосочетания.

Хотя бы на основе этих двух произведений, можно оценить всю мощь писателя. И как так получилось, что один автор “развел” всех. И за что же он — единственный в мире — дважды получил Гонкуровскую премию.

Теги: Эмиль Ажар , Ромен Гари , "Обещание на рассвете" , "Псевдо" , мистификация , культура

4 комментария