Обратная связь
×

Обратная связь

И льется песня свободно звонко

    18 августа 2012 в 10:22
  • 0
  • 631
  • 0
  • 0
  • 631
  • 0

И ЛЬЕТСЯ ПЕСНЯ СВОБОДНО ЗВОНКО

«Все что было, все что ныло -
Все давным-давно уплыло.

Только ты, моя гитара,
Прежним звоном залита»
»Все, что было… »
Д. Покрасс — По Герман

СССР, середина 50-х прошлого столетия. Хрущевская оттепель приоткрыла двери железного занавеса, и в эту щель стала потихонечку проникать информация о том, как и чем, живут люди в «загнивающем» капиталистическом мире. Источниками такой информации были радио и кино, а также журналы, пластинки.

В это время я впервые услышал задушевные песни в исполнении Петра Лещенко. Помню, как мы, затаив дыхание, слушали «Голубые глаза», «Татьяна», «Буран», „Синяя рапсодия“, Чубчик», «Моя Марусечка», «Марфуша», и, конечно же, «У самовара». Мы тогда думали, что Лещенко — эмигрант, а оказалось, не так. Только в конце 80-х во времена ·перестройки» советские люди узнали о нем правду. Всесоюзная фирма грамзаписи Мелодия" выпустила шесть долгоиграющих пластинок, на обложках которых описана вся жизнь этого выдающегося певца. Счастливым обладателем этой коллекции стал и я. Теперь хочу рассказать о нем вам.

Петр Лещенко — первооткрыватель нового жанра лирических песенок, в ритмах модных тогда танцевальных мелодий. Гастролируя по многим странам, пел песни на русском языке, в этих же странах огромными тиражами выпускались десятки граммофонных пластинок. Миллионы слушателей познакомились с русскими романсами и некоторыми из лучших советских
массовых песен.

Родился Петр Константинович 14 июня 1898 под Одессой в селе Исаево. Уже в детстве у Пети обнаружились музыкальные способности.
В семь лет он выступил перед казаками в своем селе, за что получил котелок каши и буханку хлеба. В1909 его семья переезжает
в Бессарабию, в Кишинев. Петя учится в церковно-приходском училище, там у мальчика замечают хороший голос и зачисляют его в
архиерейский хор.

В 17 лет Петя был призван в школу прапорщиков, а через год — уже в действующей армии. В одном из боев получил ранение и попал в
Кишиневский госпиталь. А в это время румынские войска захватили Бессарабию. Лещенко, как и многие другие, оказался оторванным от
Родины, став «эмигрантом без эмиграции». Чтобы заработать на хлеб, юноша вступает в театральное общество «Сцена», и выступает
между сеансами в кинотеатре «Орфеум», представляя модные в то время танцы (среди которых — лезгинка) и много гастролирует по
Бессарабии.

В 1925-м он приезжает в Париж, где выступает в гитарном дуэте и в балалаечном ансамбле «Гусляр»: Петр пел, играл на балалайке, потом
появлялся в кавказском костюме с кинжалами в зубах, молниеносно и ловко втыкал кинжалы в пол, затем — лихие па кавказского танца.
Успех был потрясающий. Там же, в Париже, Петр поступает в балетную школу. В этой школе он знакомится с ученицей из Риги 3инаидой 3акит.
Разучив несколько оригинальных номеров, они выступают в парижских ресторанах, и всюду имеют успех… Вскоре эта танцевальная пара
становится парой супружеской. Молодожены совершают большую гастрольную поездку по странам Европы, выступая в ресторанах, в кабаре, на театральных сценах. Всюду публика восторженно принимает артистов.

В середине 30 годов на эстрадные подмостки вместе с братом и его женой вышли младшие сестры Лещенко — Валя и Катя, одаренные танцовщицы. Возник оригинальный семейный музыкально-хореографический ансамбль «Трио Лещенко», причем сестры исполняли русские танцы.

Успехам способствовало, вне всякого сомнения, и очень личностное, трепетное отношение певца к каждой исполняемой вещи.
Лещенко не только пел, но как бы внутренне «проживал» сюжеты тех же «Татьяны», — Марусечки- или «Марфуши», «в цирке» или «Не
уходи», вносил элементы драматизма, иронии, шутки, улыбки. Это редкий дар, им наделены немногие исполнители. И уже окончательно
покорял слушателей сочный, красивый по тембру голос (высокий баритон), которым артист превосходно владел.

Певец почти каждый год приезжал в столицу Латвии, давал концерты, делал грамзаписи. Лещенко влекла на берега Даугавы возможность
обновления и пополнения репертуара. Ведь тут жили его близкие друзья – Оскар Давидович Строк и Марк Григорьевич Марьяновский,
авторы множества исполнявшихся артистом песенок, тан го и фокстротов. Эти одаренные люди (им принадлежали обычно и музыка, и
тексты) сочиняли свои произведения „не вообще“, а с точным адресом — специально для Петра Константиновича, с учетом его актерского темперамента и исполнительской манеры. Содружество оказалось плодотворным и счастливым. Такие шлягеры 30-х годов, как „Черные глаза», “Мое последнее танго», «Спи, мое сердце», «Мусенька, родная» Оскара Строка, «Татьяна». «Вино любви», «Марфуша», «Дуня» Марка Марьяновского и другие, впервые были исполнены Петром Лещенко. С его «подачи» они звучали в концертах, с граммофонных пластинок. Лещенко записывался на граммофонные пластинки в Германии, Англии, Латвии на фирмах Рагlорhоп, Columbia, Bellacord, позже Electrecord (Румыния). Его легкоузнаваемый голос, оригинальные песенки, зачастую сочиненные им самим, под которые так приятно было отдыхать или танцевать, звучали на всех континентах. Причем никого из зарубежных слушателей не смущало,
что артист пел на незнакомом им русском языке. Главное было — как он пел. А пел с душой, искренне, то улыбаясь, то грустя.
Ему аккомпанировали лучшие европейские оркестры: братьев Генигсберг, братьев Альбиных, Герберта Шмидта, Николая Черешни.
Грамзаписи Петра Лещенко привлекают уже не одно поколение слушателей. И это убедительно свидетельствует о том, что в лучших своих песнях он достигал подлинной вершины. Когда во Всесоюзной студии грамзаписи фирмы «Мелодия» началась работа над первой пластинкой широко известного в 19ЗО годах за рубежом певца Петра Лещенко, составители рассчитывали на ее успех прежде всего у любителей старой эстрадной песни, у людей пожилого возраста, которым посчастливилось познакомиться с самобытным искусством артиста еще в патефонном»
звучании. Однако в хит-параде грамзаписей, постоянно проводящемся ТАСС и редакцией газеты «Комсомольская правда», ретро-пластинка «Поет Петр Лещенко» уверенно заняла в июне-июле 1988 года первое место, опередив по своей популярности новые диски многих отечественных и зарубежных вокально-инструментальных групп и ансамблей. Выяснилось, что искренние, легко запоминающиеся,
решенные в старых танцевальных ритмах песенки 30-х о любви, верности, дружбе, встречах и расставаниях, разлуках и печалях, о теплоте простых человеческих отношений оказались созвучными чувствам и настроениям сегодняшних слушателей. Причем практически всех возрастов. Словом, возвращение из забвения певца, блиставшего более полувека назад на концертных площадках Западной Европы,
пришлось по вкусу всем.

Репертуар пластинок Лещенко интересен, прежде всего, возможностью судить о разнообразии палитры артиста. Помимо непременных танго и фокстротов, звучат бытовые романсы и песенки, образцы «цыганщины» 20-х годов и даже «народная песня», как определен
на этикетке старой пластинки жанр «Чубчика». А многие аранжировки вполне профессионально выполнены самим Петром Константиновичем. В отдельных записях звучит гитара, которой он мастерски владел. В общем, это целый пласт полузабытых мелодий, несомненно, ярко запоминающихся, но почти не знакомых современным слушателям. Они могут, несомненно, принести радость всем, кому дорого и интересно песенное искусство, КТО смог по достоинству оценить талант Петра Лещенко и очарование его песен.

Его яркая жизнь закончилась трагически. Говорят, что его посадили в румынскую тюрьму только за то, что, собрав своих друзей на прощальный ужин, он, подняв бокал, сказал: «Друзья! Я счастлив, что возвращаюсь на Родину! Моя мечта сбылась.
Я уезжаю, но сердце мое остается с вами». Последние слова и погубили его. В марте 1951 Лещенко арестовали, а в 1954 году
он умер в тюрьме. Так перестал звучать голос любимца европейской публики Петра Константиновича Лещенко.

Сейчас вы можете приобрести грампластинки Петра Лещенко на интернет — сайт www.molotok.ru или скачать песни в формате МРЗ на сайте www.zvuki.ru.

Урал Аманжолов

Песни из репертуара Петра Лещенко, которые до сих пор звучат по радио,
с экранов телевизоров, на юбилеях и в домашних застольях

Андрюша, Аникуша, Барселона, Блины, Буран (таборная песня), В цирке, Ванька, спой!, Вернулась снова ты, Вино любви, Возле леса, Всё за любовь я прощаю, Всё, что было, Гармошка, Голубые глаза, Два сердца, Девонька, Жизнь цыганская,

Журавли, За гитарный перебор, Заря восход играет, И льется песня, Играй, цыган!, Кавказ, Капризная, упрямая, Караван, Карие очи, Катя, Когда зажгутся фонари, Кто ты?, Лошадки, Марфуша, Метелица, Настя-ягодка, Не плачь мой бэби!, Не покидай, Не уходи, Осенний мираж, Миранда, Моё последнее танго, Мой друг, Моя Марусечка, Мусенька родная, Осень, прозрачное утро, Петрушка, Пой, цыган!, Признание, Прощай, мой табор, Сеньорита, Синяя рапсодия, Скажите, почему?, Спи, моё бедное сердце, Стаканчики гранёные, Старинный вальс, Студенточка, Татьяна, Тринце-бринце (частушки), Ты едешь пьяная, У самовара, Увяли грёзы, Уйди, Цыганочка моя, Чёрные глаза, Что мне горе?, Чубчик

 

Теги: культура , общество , Музыка , Песни , Ретро , Петр Лещенко , Оскар Строк , Бессарабия , Марк Марьяновский , Урал Аманжолов

0 комментариев

1044 uralaman
18 августа 2012, 10:22